Насон - История города Вологды - Памятники архитектуры XVII—XVIII веков

Памятники архитектуры XVII—XVIII веков

По писцовой книге в 1627 году в городе и на посадах был один каменный храм—собор Софии, 59 деревянных церквей, 3 монастыря и одна пустынь. Монастыри — Троице-Герасимовский, основанный в 1147 году монахом Герасимом; Ильинский, основанный в 1550 году; Горний Успенский, девичий, основанный около 1590 года. Галактионову пустынь основал в середине XVI века старец Галактион, в мире Гавриил, сын знатного боярина князя И.Ф. Вельского, сосланного в 1542 году в Белоозеро и там убитого. Галактионова пустынь переименована в 1654 году в Свято-Духов монастырь.

С первой половины XVII века в Вологде начинается строительство каменных церквей. К концу XVIII века в городе было возведено уже 45 каменных храмов. Однако построенный в середине XVI века шестиcтолпный, кубообразный, пятиглавый собор Софии с отдельно стоящей колокольней является уникальным памятником, и подобного ему в Вологде нет.

В Горнем Успенском монастыре в 1692—1698 годах построен холодный собор Успения Богородицы, храм более простых форм, чем Вологодская София. Увенчан пятью главами, стены с закомарами. С северной стороны к нему пристроена теплая одноглавая церковь Сергия Радонежского с колокольней. Колокольня построена в 1880 году, она четырехгранная, трехъярусная. Ярус со звоном и шатром поставлен на кокошники.
В Вологде, на территории бывшего Ильинского монастыря (на улице Засодимского), в 1698 году был возведен холодный храм Ильи Пророка. Храм в виде небольшого куба, с одной главой. Привлекает внимание своими хорошими пропорциями.

В 1778—1780 годы поблизости от этого места построена в классическом стиле теплая церковь Варлаама Хутынского. Стройная, высокая колокольня с входной ротондой, завершение храма небольшим фонарем с вазами придают ему оригинальный и красивый вид. На архитектуре церкви Варлаама Хутынского сказалось влияние Петербурга. Возможно, что строил ее зодчий, приглашенный из столицы.

Под влиянием архитектуры, главным образом московских храмов, в XVII веке в Вологде строились двух- четырехстолпные, на подклете, пятиглавые храмы с колокольнями. В первом этаже размещалась теплая церковь, во втором — двухсветный холодный храм. Таковы церкви Иоанна Златоуста на Златоустинской набережной (1664 год), церковь Николы во Владычной слободе (1669 г.), церковь Андрея Первозванного на Фрязиновской набережной   (1670 г.), церковь Константина  и Елены на  Константиновской улице (1690 год), церковь Николая на Горе «Золотые Кресты» у Ленивой площадки  (начало XVIII века) и другие.

Храм Иоанна Златоуста красиво располагается на берегу реки Вологды. Он увенчан пятью редко расставленными барабанами с маковицами. Стены оформлены лопатками и закомарами. Композиционной особенностью храма является хорошо поставленная сбоку от входа шатровая колокольня. Шатер украшен валиками грани и «слухами». В четверике колокольни находилась небольшая церковь. Убранство интерьера не сохранилось.
Храм Николы во Владычной слободе выделяется своим высоким кубом, увенчанным пятью тесно поставленными большими куполами. Храм двухстолпный. Декор фасадов типичен для храмов этого времени, но в лопатки добавлены новые архитектурные элементы. Круглая колокольня более позднего времени не вполне отвечает массивному кубу, но она вместе с храмом хорошо входит в архитектурный ансамбль набережной.

Церковь Андрея Первозванного, или Спаса Преображения, во Фрязинове — пятиглавый, двухстолпный храм, построенный в 60— 70-х годах XVII века. Позднее для уменьшения нагрузки на своды, столбы и стены, четыре боковые главы были разобраны, и храм остался с одной средней большой главой. Стены храма гладкие. Закомары отделены от плоскости стен карнизом. Интересна шатровая колокольня, поставленная над входом в летний храм. Нижний ярус колокольни состоит из арок с висячей гирькой, на него поставлен восьмерик с шатром очень хороших пропорций. Шатер украшен валиками граней и «слухами», расположенными в два ряда. Заканчивается шатер небольшой главкой. Возможно, что первоначально крыльцо и паперть летнего храма были открытыми. Наверху креста большой главы находилась корона, по преданию подтверждающая принадлежность церкви дворцовому селу.

Церковь Константина и Елены построена в 1690 году на месте церкви деревянной Дмитрия Прилуцкого, построенной в 1503 году на месте встречи иконы, которую Иван III брал из Спасо-Прилуцкого монастыря в поход на Казань.

Выразительный силуэт церкви Константина и Елены возвышается над невысокой застройкой проспекта Победы. Храм кубической формы, увенчан двумя рядами кокошников и пятью главами. С запада к нему примыкает висячее крыльцо с фигурными столбами и гирьками. Богатый декор стен и отличное композиционное построение выделяют церковь Константина и Елены из всех храмов этого типа. Восьмигранная на всю высоту колокольня, поставленная у северо-западного угла храма, и ее шатер со «слухами» дополняют красивую композицию постройки.

Церковь Николая на Горе («Золотые Кресты») вблизи Ленивой площадки построена не позже начала XVIII века. Здание представляет собой куб, увенчанный одной главой. Декор стен типичен для XVII века. К входу в церковь примыкает высокая колокольня. Второй ярус колокольни украшают ниши, окруженные лучеобразной рустовкой; в ниши поставлены вазы (урны). Четверик звона имеет по углам парные колонны и шпилеобразное завершение.

По завещанию вологодского торгового гостя Гавриила Фетиева возле деревянной церкви Богородицы Владимирския в 1684— 1689 годах была построена теплая церковь Архангела Гавриила с отдельно стоящей шатровой колокольней «против образца соборной колокольни».

На низком четверике колокольни — высокий, массивный восьмерик, заканчивающийся арочными окнами звона и покрытый пирамидальным шатром с небольшой главкой. Грани шатра подчеркнуты валиками. «Слухи», украшенные тонкими архитектурными элементами, расположены в шахматном порядке — по два «слуха» на каждой грани шатра. Колокольня по своей красоте, правильности архитектурных пропорций является уникальным сооружением и дает полное представление о первоначальной колокольне собора Софии.

Холодная церковь Богородицы Владимирския построена в 1764 году и богата барочным декором стен.

В начале XVIII века под влиянием московского барокко план и объемная композиция вологодских храмов меняются. Вместо высоких кубов теперь возводятся небольшие, трехсветные холодные храмы с пристроенными к ним с западной стороны трапезными — теплыми церквами с плоскими перекрытиями, входом и колокольней. Конструктивное решение холодных храмов нового типа своеобразно: на небольшой четверик поставлен восьмерик, заканчивающийся куполом с одной большой главой. Так построены церковь Покрова Богородицы на Козлене (1709 год), церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (1710 год), церковь Власия (1714 год).

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье поставлена на том месте, где раньше были деревянная холодная церковь Иоанна Предтечи, теплая Алексеевская и деревянная рубленая шатровая колокольня. По одну сторону церквей была роща, поэтому они и стали называться «что в Рощенье», по другую — Торговая сенная площадь.

Большую художественную ценность церкви Иоанна Предтечи составляют фресковые росписи стен и сводов летнего храма, законченные в 1717 году, и деревянный резной позолоченный иконостас, украшенный цветочными гирляндами и гроздьями винограда. Фрески удивительны динамичностью изображений. Академик Игорь Грабарь высоко ценил росписи церкви Иоанна Предтечи, относя их к лучшим образцам фресковой живописи XVIII века.

В 1865 году вместо шатровой колокольни храма Иоанна Предтечи была построена трехъярусная ампирная колокольня.

В середине XVIII века традиции культового строительства несколько меняются. План храма остается прежним, но конструктивно сложный холодный храм с восьмериком на четверике заменяется небольшим кубическим объемом, а для украшения зданий применяются элементы классических форм. Таковы церковь Николая Чудотворца, на извести (начало XVIII века), Казанская церковь (1760 год), церковь Воскресения на Ленивой площадке (1762 год), Антипьевская церковь (начало XIX века) и другие. Некоторые храмы поднимаются вверх на цокольном этаже, как, например, церковь Дмитрия Прилуцкого (1651 год), церковь Сретения (1731—1735 годы), церковь Николая на Сенной площади (1777 год), церковь Покрова Богородицы, что в городе (1780год). Цокольный   этаж   обычно   использовался   для   склада   товаров.

Холодная церковь Дмитрия Прилуцкого «на Наволоке» построена около 1651 года вместо деревянной церкви, поставленной на том месте, где жил до переселения в Прилуки в доме кожевника Дмитрий Прилуцкий. Холодная церковь представляет собой небольшой куб, увенчанный пятью редко расставленными главами с луковицеобразными куполами. Стены куба завершаются тремя закомарами с каждой стороны. С западной стороны к кубу примыкает паперть с входом в холодную церковь. Внутренние стены и своды расписаны фресковой живописью. Иконостас резной, художественной работы.

В 1759 году небольшая теплая церковь, пристроенная к холодному храму, была разобрана и на средства купца А. А. Рыбникова рядом построена новая теплая церковь. Возможно, что паперть холодного храма и сделана из разобранной теплой церкви.

Теплая церковь одноэтажная, удлиненная. Алтарная часть несет небольшую главку. Над входом — многоярусная колокольня. В церкви резной иконостас.

Церковь Сретения построена в 1731—1735 годах на Сретенской набережной вместо ранее существовавшей здесь деревянной церкви. Церковь двухэтажная, в классическом стиле. В верхнем этаже располагались теплая и холодная церкви, в нижнем — кладовые. Над теплой церковью две небольшие главы, над двухсветной холодной церковью пять глав. С восточной стороны к холодной церкви примыкает полукруглая аосида, с западной к теплой церкви — колокольня.

Интересна композиция окон на северном и южном фасадах. Под простенками четырех окон теплой церкви вкомпонованы два окна и вход нижнего этажа, а между двух окон холодной церкви — наверху окно второго света, внизу вход в нижний этаж. Стены церкви богато убраны угловыми пилястрами с вставленными в них изразцами, узорчатыми каменными оконными и дверными наличниками. Завершаются стены карнизом с крупными городками. Такой же карниз имеют и барабаны. Карниз холодной церкви — двойной, под ним проходит пояс изразцовых лент.

Колокольня первоначально была шатровая. В XX веке верх шатровой колокольни со звоном был разобран и построена новая высокая колокольня с пристроенными к ней двумя висячими крыльцами-входами. На нижнем четверике, оставшемся от шатровой колокольни, сохранилось ее убранство: пилястры, карниз и небольшое окно с каменным наличником на западной стене. Новая колокольня трехъярусная: внизу четверик, в середине восьмерик с парами круглых колонн на углах, верхний ярус закругленный, заканчивается высоким шпилем. По своей архитектуре стройная церковь Сретения является одной из красивых церквей города.
Церковь Покрова Богородицы, что в городе, построена в 1778—1780 годах на месте деревянной церкви Иоакима и Анны на старом государевом дворе. В XVI веке перед входом в церковь (западнее церкви) проходила Большая улица, которая шла от Спасских ворот к собору Софии, и на этой улице, рядом с церковью Иоакима и Анны, стоял деревянный дворец Ивана IV.

В церкви Покрова холодный храм завершается одной главой. Окна обрамлены наличниками, углы стен рустованы. Колокольня шатровая, со слуховыми окнами в один ряд. Перед входом в церковь—крыльцо с аркой на двух столбах. В цокольном этаже размещаются складские помещения.

На Богородском кладбище в 1837 году была построена двухэтажная ампирная церковь в новом плане и новом конструктивном решении. В первом этаже находится теплая церковь, над ней, на втором этаже,— холодная, с плоским перекрытием. На боковых стенах четыре колонны второго этажа поддерживают мощный фронтон, на котором покоится круглый барабан звона с куполом и фонарем вместо колокольни.

Несмотря на общность отдельных групп вологодских архитектурных памятников в плане и объемной композиции, каждый памятник несет свои композиционные особенности и свой архитектурный облик. Даже ни одна колокольня не похожа на другую, благодаря умению, творчеству и смекалке мастеров каменного дела. У каждой свой облик. Даже цвет использовался для большей выразительности и живописности шатров. Темные грани шатра хорошо сочетались с белыми валиками грани и наличниками «слухов».

К сожалению, некоторых храмов, которые представляли определенный интерес как памятники старинной архитектуры, сейчас нет. Не сохранилась церковь Федора Стратилата, построенная в 1626 году, церковь Рождества Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (1653 год), Георгия Победоносца «на Наволоке», возведенная в XVII веке, Николая Чудотворца на Сенной площади (1777 год). Нет и церкви Воскресения на Ленивой площадке, построенной в 1762 году.