Заречье
Теперь нам предстоит познакомиться с той частью города, которая находится за рекой Вологдой, - Заречьем. Без сомнения, осматривая Софийский собор, туристы уже успели обратить внимание на противоположный берег. Это, пожалуй, самое живописное место в городе. Здесь наиболее ярко проявляется столь характерное для старой Вологды сочетание сельского и городского пейзажа. Несказанно красивы берега, поросшие зеленью, с разбросанными лодками, спокойно текущая река, в которой отражаются храмы и колокольни. Небольшие дома, поставленные вдоль реки, и возвышающиеся между ними стройные церкви образуют целостный и гармоничный ансамбль.
Застройка Заречья каменными зданиями началась во второй половине XVII в., и на протяжении этого и последующего столетий строительные работы велись довольно оживленно. Мы будем осматривать памятники в том порядке, как они расположены по Набережной VI Армии.
Дом № 63, известный как Скулябинская богадельня, построен в 1780-х гг. Это большое по размерам двухэтажное здание в стиле классицизма - одно из наиболее примечательных в Вологде. Монументальность объема подчеркнута ризалитом главного фасада: на мощный рустованный выступ с аркой в цокольном этаже поставлены приземистые колонны, которые несут тяжеловесный фронтон. Очень нарядны разнообразной формы наличники окон во втором этаже с тонким рисунком лепных деталей.
Наш следующий объект - церковь Сретения на Набережной (д. 85), построенная в 1731-1735 гг. В своей композиции архитектура храма тяготеет к концу XVII в., но в его светском внешнем облике прослеживаются веяния нового времени. Замечательно декоративное убранство фасадов, не имеющее аналогий в вологодском зодчестве. Основными элементами декора являются полихромные изразцы, использованные в карнизе, пилястрах и наличниках. Затейливый рельефный орнамент керамических плиток в сочетании с причудливой формой разрезных фронтонов придает храму необычайно нарядный вид.
По соседству с церковью расположено необычайно нарядное по своему декору двухэтажное здание (д. 87), построенное в 1777 г. в стиле барокко. В нем в конце XIX в. находился ночлежный дом. Затейливые наличники окон изящных криволинейных очертаний напоминают подобные элементы в палатах Иосифа Золотого.
Конец XVIII в. - сложный период в истории архитектуры Вологды, в котором переплетаются старые, отживающие барочные формы и сменяющие их новые формы классицизма. Именно эти черты ярко проявились в облике дома адмирала И. Барша (д. 101), возведенного в 1780-е гг. Здание привлекает наше внимание своим изысканным и роскошным декором. Пилястры, членящие главный фасад, и карниз с поясом сухариков создают характерную для классицизма композицию. Однако нельзя того же сказать о декоре. Изящные завитки волют, необыкновенно пышные цисты в лепных гирляндах, спускающихся вдоль пилястр, мягкого, плавного рисунка орнамент полностью выдержаны в стиле барокко.
Одна из привлекательных церквей Вологды - церковь Иоанна Златоуста, или, как ее иначе называют, Жен Мироносиц, конца XVII в. (Набережная VI Армии, д. 105/1). Асимметричная композиция и живописное расположение объемов напоминают уже знакомую нам церковь Константина и Елены в Верхнем посаде. Крупный, высокий четверик храма, увенчанный широко расставленными главами, играет важную роль в панораме Заречья. С востока и запада композицию дополняют алтарь и паперть, а с северо-западной стороны поставлена монументальная шатровая колокольня. Декоративное оформление церкви, довольно скупое по сравнению с другими памятниками этого времени, ограничено лопатками на углах, полуциркульными закомарами и наличниками скилевидными фронтонами над окнами. Более нарядно выглядит колокольня с открытыми арками звона и маленькими слухами на шатре, расположенными в шахматном порядке.
Низкий берег реки Вологды в прежние времена при разливе весной заносился илом. Старое именование такого места - «наволок» - сохранилось в названии двух церквей Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. По преданию, известный церковный деятель Дмитрий Прилуцкий бывал в доме, который стоял ранее на этом месте. После его канонизации здесь в XVII—XVIII вв. построили храмы. Поставленные рядом разномасштабные постройки с множеством небольших главок образуют несколько дробный ансамбль. Самое древнее сооружение - холодная церковь Дмитрия Прилуцкого, возведенная около 1651 г. ярославскими мастерами. Она представляет собой куб с пятью немного мелковатыми для него главами. Довольно лаконично обработанные фасады завершены полукруглыми закомарами, под которыми проходит карниз с поясом ширинок. Откосы строгих оконных проемов 6eз наличников выявляют толщу стен. Паперть и лестница с западной стороны пристроены в 1781 г.
Внутри церковь была расписана в 1721 г. той же дружиной мастеров, что и Предтеченский храм. В ее живописи явно ощутимы барочные веяния, проявляющиеся в экспрессивной трактовке персонажей, динамичном построении сцен и красочной цветовой гамме. Интересны сцены с рядом особенностей в иконографии: «Богоматерь - живоносный источник», «Суд над Христом», «Сусанна и старцы». В последней из них действие передано со множеством достоверных подробностей, что приближает его тем самым к реальной действительности.
Теплая церковь Успения, построенная к северу от холодной в 1710-1711 гг., имеет более скромный облик. Вытянутое в продольном направлении здание заканчивается с востока двумя апсидами. Главка церкви покоится на двух уменьшающихся по размерам кверху восьмериках; нижний, более нарядный, украшен маленькими пилястрами с филенками, кишками и поясом из ступенчатых кронштейнов.
Храм почти не виден с набережной, поскольку сто закрывает примыкающая с запада высокая колокольня начала XVIII в., играющая в ансамбле роль своеобразного вертикального акцента. На нижний ярус поставлен четверик, который несет восьмигранник звона. Ярусное завершение повторяет формы восьмериков Успенской церкви, увенчанных главкой. Двойные пилястры колокольни па углах и затейливо изогнутые сандрики над окнами нижнего яруса весьма характерны для стиля барокко.
В непосредственной близости от церковного ансамбля расположились несколько особняков, которыми владели представители зажиточного купечества. В 1780-х гг. был построен дом Масленникова (д. 127). Тип дома характерен для столичной архитектуры середины XVIII в.: центральная часть небольшого одноэтажного здания на подклете выделена мезонином. Интересно декоративное убранство фасада: наиболее выразительны изысканные гирлянды в карнизе и круглые филенки на пилястрах, массивный руст подклета и угловых частей. Наружная лестница, ведущая со двора прямо в верхний этаж, типична для жилых построек Вологды этого времени.
Больших размеров особняк (д. 131) принадлежал богатому заводчику Витушечникову, который жил там одной большой семьей вместе с женатыми сыновьями. Здание выстроено в 1822-1823 гг. в эпоху классицизма. Третий этаж в боковых частях и ризалиты со стороны двора были пристроены в конце XIX в. Парадность трактовки главного фасада подчеркнута пилястровым портиком,увенчанным строго очерченным фронтоном. Рисунок лепных деталей -капителей пилястр, треугольных сандриков и ромбических вставок - ясный и четкий, но несколько суховатый. Внутри дома сохранились белые кафельные печи с сюжетными рельефами.
Рядом расположен дом купца Варакина (д. 137). Это здание, существовавшее уже в 1780-х тт., искажено разновременными переделками и теперь имеет облик довольно типичного провинциального особняка начала XIX в. В центре уличного фасада - ризалит с небольшим фронтоном. В нижнем этаже в простенках между окнами и на углах помещены крупно рустованные пилястры. Во втором этаже им соответствуют обычные пилястры с коринфскими капителями. Над каждой парой верхних окон устроены горизонтальные филенки с необычным лепным декором, в котором явно прослеживаются отголоски народной деревянной резьбы.
Теперь нам предстоит осмотреть церковь Николы во Владычной слободе (ул. Гоголя, д. 108). Это один из древнейших памятников города, сооруженный в 1669 г. на месте, принадлежавшем вологодским архиепископам, откуда и происходит его название. Внешний облик здания, во многом сходный с Софийским собором, полон торжественной монументальности и спокойной строгости. Над массивным и высоким кубом здания, приподнятым на подклете, раньше царили пять мощных сдвинутых друг к другу глав, не сохранившихся до наших дней. Несомненно, будущие реставрационные работы вернут храму его первоначальный вид, а пока только по старым фотографиям мы можем отчетливо видеть, какую важную роль в силуэте памятника играли его купола хорошо найденных пропорций.
Стены храма, как было принято в XVII в., делятся лопатками на три прясла, каждое из которых завершено полукруглыми закомарами, под которыми проходит карниз. Лопатки не обычные, гладкие, а как бы состоящие из нескольких частей; внизу они декорированы ширинками,а между окнами верхнего света образованы пучками из трех полуколонок - мотив уже знакомый нам но Константино-Еленинской церкви.
Необычное решение интерьера Никольской церкви противопоставлено традиционной трактовке ее внешнего облика и никак в нем не отражено. В помещении самого храма так же, как и в подклете, своды опираются на два крупных столпа в центре. Красивые арки, перекинутые от столбов на стены, образуют сложную по своим очертаниям систему перекрытия. Подобные двустолпные храмы были распространены в XVI—XVII вв. на северо-востоке Руси. На арках и сводах частично сохранилась барочная лепнина конца XVIII в.
Колокольня Никольской церкви середины XVIII в. не совсем сочетается с ней. Это характерное для северной архитектуры данной эпохи сооружение с четырехгранным нижним ярусом и восьмигранным верхним со звоном, над которым возвышаются два изящных восьмерика, увенчанных миниатюрной главкой-бусиной.
Последний объект нашего осмотра архитектурных памятников Вологды - церковь Спаса Преображения (иначе Андрея Первозванного) во Фрязинове. Она была сооружена около 1670 г. Ее объемная композиция характерна для вологодских храмов этого периода. Кубической формы здание стоит на подклете и ранее завершалось пятью главами (сохранилась только одна центральная глава). Традиционная черта многих храмов города - две апсиды, сильно вынесенные к востоку. От первоначального убранства на фасадах сохранились лишь детали - отделенные друг от друга значительными промежутками закомары, карниз под ними и граненые с ширинками столбы паперти (с запада). Интерьер храма сходен с Никольской церковью: здесь мы встречаем два таких же массивных столба и усложненную систему сводов.
Необыкновенно хороша колокольня Преображенского храма. Ее композиция во многом аналогична колокольне Владимирской церкви. Нижний ярус трактован в виде нарядного крыльца, устои которого в позднейшее время были укреплены контрафорсами. Двойные арки в открытых проемах крыльца имели висячие гирьки. Над крыльцом поставлен динамично устремленный ввысь восьмигранный столп, включающий в себя ярус звона с узкими продолговатыми арками, и шатер, украшенный двумя рядами слухов и увенчанный маковкой.