Насон - История города Вологды - Спасо-Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь
1 - Спасский собор; 2 - соборная колокольня; 3 - Введенская церковь; 4 - трапезная; 5 - настоятельские кельи; 6 - галерея-переход; 7 - надвратная церковь Вознесения; 8 - колокольня; 9 - зимние настоятельские кельи; 10 - монастырские кладовые; 11 - летние настоятельские кельи; 12 - корпус братских келий; 13 - церковь Всех Святых; 14 - деревянная Успенская церковь

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан между 1371 и 1392 годами к северу от Вологды по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Дмитрий Прилуцкий, известный церковный деятель, ученик и последователь Сергия Радонежского, сторонник усиления Московского княжества и возвышения Москвы. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков. Крестьяне, владевшие этим местом, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг с радостью отдали оное преподобному».

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Ивана III, Василия III и Ивана IV.

Иван III брал из монастыря икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким, когда шел в поход на Казань.

После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув ее 3 июня 1503 года монастырю. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году, во время путешествия по русским городам и монастырям.

Иван IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный, деревянный, высотой 140 сантиметров, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия); считалось также, что в монастырь он принесен Дмитрием Прилуцким.

Как указывает историк С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Дмитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до СеверногоОбщий вид монастыря со стороны реки океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России. Ему принадлежали 12 вотчин в Вологодском и Московском уездах, кроме того, монастырь имел соляные варницы, мукомольные мельницы, рыбные ловли и монастырские подворья в Вологде и Москве.

Архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря включает в себя прекрасные памятники архитектуры XVI—XVII веков: Спасский собор с колокольней, надвратную церковь Вознесения с шатровой колокольней, трапезную церковь с переходами, древне-настоятельские кельи, Келарский корпус, церковь всех святых, церковь Екатерины, церковь Успения, деревянную, и стены с башнями вокруг монастыря.

В Спасо-Прилуцком монастыре, вблизи северо-восточного угла церкви Екатерины, находится могила поэта Константина Николаевича Батюшкова, скончавшегося в Вологде 7 июля 1855 года.

Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм, построенный в XVI веке в Вологде. Вологодская София возведена на 30 лет позднее.

В 1545 году Иван IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.

Спасский собор возведен по типу московских. Это Стены и башни Спасо-Прилуцкого монастырядвухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. Средний барабан большего диаметра и высоты. Каждая глава несет прорезной железный крест. У основания глав, на барабанах — карниз, украшенный орнаментальной прорезью. В описи 1622 года указывается, что главы покрыты белым железом, а у большой главы яблоко золоченое. Первый этаж собора со сводчатым перекрытием, крестовые своды верхнего, двухсветного храма поддерживаются четырьмя столбами квадратного сечения и стенами. Стены собора с наружной стороны оформлены четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Апсиды имеют карниз, украшенный небольшими арочками.

Собор освещается двойным светом через узкие удлиненные окна. Покрытие закомарное. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее — между 1654—1672 годами.

Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столбов и двух полустолбов. Столбы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арок заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столбов вырезан. На гладкой стороне фронтона, между арками и железной крышей, была написана фреска. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.

В 1813—1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им были приданы кувшинообразные формы. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восемью товарищами оштукатурили стены внутри собора. Был сделан карниз, настлан чугунный пол и устроен новый иконостас столярной и резной работы, а к нему написаны иконы. Проведен ремонт и побелка наружных стен собора и колокольни. В 1836 году царские врата и иконостас были позолочены. В 1841 году вологодский крестьянин Михайло Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне.

В 1856 году стены и своды верхнего этажа были покрыты внутри масляной живописью. В 1896 году снова ремонтировались главы, кресты и крыша собора, во время этого ремонта на большой главе были вызолочены 62 звезды.

В нижнем этаже собора помещались гробницы Дмитрия Прилуцкого и князей Углицких — Ивана и Дмитрия, сосланных Иваном III на заточение в Вологду.

Восстановление и реставрация собора продолжается и в наше время. Работы эти проводит Вологодская специальная научнo-реставрационная мастерская (ВСНРМ) под руководством архитектора Г. П. Белова. В 1959—1960 годах в соборе укреплены фундаменты, местами переложена кирпичная кладка стен первого этажа. В 1961—1963 годах устроено позакомарное покрытие гонгом взамен четырехскатной железной крыши начала XIX века. Главы кувшинообразной формы на барабанах собора заменены шлемовидными. Над алтарем устроено новое покрытие из оцинкованной стали. Производится реставрация папертей. Внутреннее убранство собора не сохранилось.

Колокольня была построена одновременно с собором в 1537—1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами.

В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и Вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Дмитрия и Ивана Углицких, отлиты в 1736—1738 годах белозерским посадским человеком Иваном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы. Звон колокольни украшают стрельчатые арочки.

Недавно, в 1967—1968 годах, шпиль колокольни ремонтировался. Устроено новое покрытие из оцинкованной стали над звоном и у основания шпиля. Исправлена кладка и штукатурка стен, они побелены.

Стены и башни

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с Надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Отсутствие надежных стен как средства защиты от врагов и явилось одной из причин неоднократного разорения монастыря в 1612—1619 годах.

В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку «каменных стен и башен». Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. Об этом знаменательном событии свидетельствует надпись над Святыми воротами: «Лета 7164 (1656), августа в 1 день, сделан сей град около Прилуцкого монастыря при державе Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при его благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне, и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче и при Великом Господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России, и при господине Преосвященном Маркеле, Архиепископе Вологодском и Великопермском и святые обители сия при архимандрите Ионе и при келаре старце Сильвестре с братиею, и делан сей град монастырскою казною».

В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены высокие шестнадцатигранные башни, соединенные между собой крепостными стенами. Западная стена с Главными каменными воротами и Надвратной церковью, как уже было сказано, возведена раньше, в XVI веке. На южной построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В восточной стене устроены третьи, малые ворота.

Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. В наружной стене башен поярусно устроены бойницы с машикулями. Внутри угловых башен посередине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.

В северной и южной угловых башнях в каменных столбах были устроены поярусно внутренние помещения, так называемые «каменные мешки» - узкие ниши, служившие для хранения пороха.

Грани башен окрашены в белый, розовый и оранжевый цвета. Стены имеют различную архитектурную обработку.

Наиболее интересно оформлена северо-западная Мельничная башня. Мельничная и Водяная башни имеют деревянное покрытие шатра, на остальных башнях шатры покрыты кровельной сталью. В башнях хранилась «царская зелейная казна» — пушки, ядра и порох. Пушки были расставлены по башням. В 1669 году в монастыре было 30 пушек, более полутораста ядер, 22 фунта пуль и дроби железной.

Стены между башнями имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг всех стен. В стенах устроены бойницы. Стена и круговой ход имеют общее деревянное или железное покрытие. Длина стен 830 метров, высота 7,5 метра, толщина 2 метра. Со стороны реки Вологды перед юго-западной стеной устроен земляной вал.

Возвышающаяся над воротами церковь Вознесения (1590 г.) завершается ярусами кокошников и одной главкой. Убранство здания состоит в основном из поясков арочек, нишек, перебрика и бегунца на стенах, барабане. Подобный декор, в котором прослеживаются новгородское и московское влияния, характерен для многих северных каменных храмов XV—XVI вв. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом,  но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы опять встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры (достаточно вспомнить вологодские храмы Николы во Владычной слободе и Спаса Преображения во Фрязинове). К западу от церкви Вознесения прямо на стене возвышается шатровая колокольня  1729-1730 гг.

Войдя через Святые ворота на территорию монастыря, мы сразу же обращаем внимание на Спасский собор, расположенный почти в центре. Это древнейшее каменное здание монастыря сооружено в 1537-1542 гг., о чем говорится в резной надписи на белокаменной плите на паперти. Чтобы строительство могло осуществиться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин.

Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым царственным обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивные апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.

В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой строгости и суровости, которые присущи северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично, наибольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. Входом в собор служит пристроенное с запада в середине XVII в. крыльцо. Поражают своей массивностью его кряжистые столбы-кубышки, между которыми перекинуты двойные арки с гирьками. Интерьеру собора еще в большей степени, чем его внешнему облику, свойственна торжественная строгость.

Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек середины XVI в., объединяющим трапезную палату, Введенскую церковь и настоятельские покои. По своей архитектуре эти сооружения в чем-то повторяют Спасский собор, образуя вместе с ним целостный ансамбль.

Трапезная, поставленная на подклет, очень компактна по объему, имеющему лишь небольшие окна. Внутри ее довольно сумрачного основного помещения центральный столб поддерживает своды.

С востока к трапезной примыкает церковь Введения. Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.

Его хорошо дополняет аркатурный поясок на барабане. В церкви Введения нет ничего от грандиозности Спасского собора; этот небольшой храм, чрезвычайно стройный из-за высокого подклета и отсутствия апсид, имеет уютный, приветливый вид.

Западную часть комплекса образуют Настоятельские покои - первые каменные кельи в монастыре. По древнему обычаю, в подклете этого здания были хозяйственные кладовые, а в верхнем этаже находились жилые помещения архимандрита. К западному входу в XVII в. было пристроено крыльцо в характерных для этой эпохи формах, тогда же выполнены нарядные наличники.

Рядом со Спасским собором возвышается ярусная колокольня, построенная в середине XVII в. Помещения ее мощного нижнего четверика были отданы под кельи и церковь. Развитый вверх восьмерик имеет открытые арки звона. Первоначально на колокольне было три колокола. Когда в 20-х гг. XVIII в. решили перевесить колокола со старой колокольни, пришлось изменить верхнюю часть сооружения. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.

С обеих сторон Святых ворот с церковью Вознесения расположены пристройки: с запада -корпус зимних настоятельских келий XVIII в., превращенный позже в гостиницу, а с востока - монастырские кладовые и протяженное здание братских келий XVII в. Пространство между ними и монастырской стеной занимает узкий Казенный двор.

В 1830 г. с восточной стороны Введенской церкви была построена маленькая Екатерининская церковка-мавзолей. Подобного типа мемориальные надгробные сооружения часто строились на городских и монастырских кладбищах в эпоху классицизма.

На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI в.

В 1955—1960 годах в Спасо-Прилуцком монастыре проводились работы по реставрации крепостных стен и башен. Реставрирована и покрыта тесовой кровлей часть северо-западной стены между Надвратной церковью и угловой Мельничной башней. Реставрирована угловая Мельничная башня, на ней восстановлено тесовое покрытие. Выпрямлена подводка фундамента, реставрирована кирпичная кладка части стены между Мельничной и Водяной башнями, юго-западная стена между Мельничной и Южной башнями. Реставрирована и частично покрыта тесом северо-восточная стена между Белозерской и Вологодской башнями.