Нижний посад
Теперь нам предстоит пройти в Нижний посад. Это легко сделать, перейдя речку по Каменному мосту, который и будет нашим первым экскурсионным объектом на этом маршруте. Строительство моста, которое осуществлялось в 1789-1791 гг. губернским архитектором П.Т. Бортниковым, было вызвано необходимостью соединить старый административный центр с новым на Нижнем посаде. Однако в законченном виде это сооружение включило в себя не только сам мост, но и многочисленные торговые заведения.
В своем первоначальном виде по обе стороны одноарочного моста возвышались две трехэтажные башни, к которым примыкали торговые корпуса. Вся окружающая местность была очень оживленной, здесь находился большой торговый центр, застроенный всевозможными рядами и лавками: меховыми, рыбными, мясными, винными, кожевенными и др. В настоящее время этот район сохраняет свое торговое значение. От Каменного моста остались лишь крупные башни на левом берегу реки и несколько перестроенные лавки.
Пройдя через Каменный мост, мы сразу же оказываемся на площади Революции, в современном центре города. На углу при пересечении с Пушкинской улицей стоит прекрасное здание в стиле классицизма - бывшее Дворянское собрание (ул. Пушкинская, д. 14/21), а ныне областная филармония, - построенное в последней трети XVIII в. Этот дом, принадлежавший первоначально частному владельцу и проданный в 1822 г. Дворянскому обществу, расположен в районе, выделяющемся своей красивой планировкой: среди ординарной прямоугольной «сетки» улиц Нижнего посада три веерообразно расходящиеся улицы соединяют площади Революции и Советскую.
Г-образная планировка трехэтажного особняка Дворянского собрания обусловлена его местоположением на пересечении улиц. Угол отмечен плавно скругленной частью, которую украшают пилястры с ионическими капителями. В интерьере в этом месте расположен главный парадный двусветный зал. Здесь Дворянское общество устраивало балы, собиралось на различные торжества и заседания. Основным декоративным элементом в убранстве зала также являются пилястры; в вестибюле их дополняют арки. Таким образом, декоративное оформление фасадов и помещений здания органично связано друг с другом.
Неподалеку от Дворянского собрания находится еще несколько памятников гражданской архитектуры конца XVIII в. В это время в Вологде велось довольно интенсивное строительство каменных домов, хотя и нельзя сказать, что общее их количество было велико. В 1781 г. в городе существовало 20 каменных зданий, в основном это были жилые купеческие дома, а к началу XIX в. -36.
Центральный луч - Пушкинская улица - выводит нас на Советскую площадь (бывшую Плацпарадную). В первоначальном виде ее противоположные стороны были полукруглыми: здесь были построены деревянный театр, дворец губернатора и мужская гимназия. На одном конце площади стоит здание бывшей мужской гимназии, известное как Странноприимный дом, поскольку сначала он предполагался «для дворянства, несчастно рожденных и лазарета». Впоследствии здание было объединено с соседним госпиталем, гимназия же размещалась в нем с 1804 г. В этом сооружении особенно впечатляет центральный портик с красивой, стройной колоннадой.
Отдельные части неоднократно перестраивавшихся каменных палат монастырских подворий вошли в состав вновь сооруженных каменных зданий - Присутственных мест и дома губернатора. Последнее здание, построенное, вероятно, П.Т. Бортниковым, довольно хорошо сохранило свои прежние формы. Главным украшением его фасада являются легкие ризалиты - в центре и по сторонам. Декор в стиле зрелого классицизма, очень пластичный и нарядный, состоит из каннелированных пилястр, лепного фриза и гирлянд.
Затем осмотрим интересный памятник архитектуры - церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (Советский просп., д. 1), построенную в 1710-1717 гг. Это распространенный в «московском барокко» храм типа «восьмерик на четверике». Его архитектурные формы тяжеловесны, они грузно возвышаются друг над другом. Под стать общему характеру и декор церкви - наличники окон с полуциркульными или килевидными завершениями как бы распластны на гладкой поверхности стен. Широкая трапезная и колокольня, увенчанная шпилем,были сооружены значительно позже - в 60-х гг. XIX в.
Если архитектура церкви не обладает ярко выраженной индивидуальностью, то этого нельзя сказать о замечательных росписях в интерьере, выполненных в 1717 г. ярославскими мастерами. Существует предположение, что церковь расписывал Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова. Роспись размещена на стенах в шесть ярусов. Ее содержание составляют в основном сцены из христологического цикла, деяний апостолов, жития Иоанна Предтечи, «Акафиста Богоматери» и «Песни Песней».
Когда входишь внутрь церкви, невольно поражаешься обилию композиций, в которых все охвачено бурным движением. Многочисленные персонажи представлены в разнообразных позах: они скачут и пляшут, оживленно беседуют друг с другом, стремительно поворачиваются и торопливо идут куда-то. Нет ни одной спокойной фигуры, взгляд перебегает с одного изображения на другое и ни на чем не может остановиться - все сливается в бесконечном движении. Но в характере росписей нет ничего треножного - в них отражено оптимистичное и радостное понимание бытия. И в этом живопись Предтеченской церкви сходна с ярославскими росписями и фресками Софийского вологодского собора. Но стилистически они резко отличаются. Главенствующая роль здесь отведена рисунку, контуру, а цвет является только их наполнителем. В колорите преобладают коричневые и синие, желтые и белые тона.
В каждой сцене подробно передается происходящее действие - скрупулезно изображаются мебель и посуда, узорчатые одежды и здания сложной архитектуры, нарочито изогнутые деревья и трапы. Это придает фрескам сходство с народными картинками-лубками, отчего и сами они часто называются фрески-лубки. Очень выразительно изображены всадники в сцене «Рождество Христово». Красиво изогнутые шеи коней, бурно развивающиеся плащи и взволнованные жесты создают своеобразное круговое движение в этой композиции.
Еще одно интересное сооружение в Нижнем посаде - церковь Покрова в Козлене 1704-1710 гг. (yл. Первомайская, д. 12). Ее архитектура близка но стилю Предтеченской церкви, но в отличие от нее объемная композиция завершается не восьмериком, а небольшим восьмигранным фонариком. Церковь была расписана в 1713 -1714 гг. Эти работы, вероятно, были выполнены ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В росписи явно чувствуется отход от спокойного повествования, свойственного фрескам Софийского собора. Дробность композиций и монотонность колористической гаммы (росписи приглушенного зеленовато-коричневого цвета) сближают их с живописью Предтеченской церкви.
Облик Вологды невозможно представить без столь характерных для нее деревянных сооружений. Эти уютные и приветливые небольшие домики с разросшимися палисадниками перед ними на тихих тенистых улицах придают особое очарование городу. Деревянные дома, преобладавшие в застройке XIX в., прекрасно сохранились ь Нижнем посаде в районе улиц Герцена и Менжинского.
Начнем их осмотр с лучшего памятника - дома Левашова (ул. Герцена, д. 37) 1829 г. В его облике явно сказывается влияние каменной архитектуры позднего классицизма. Это двухэтажный особняк с подчеркнуто монументальными, формами. Свободно расставленные во всю протяженность уличного фасада восемь колонн поддерживают больших размеров фронтон. Мерному, неторопливому ритму верхнего этажа вторит аркада в нижнем. Рисунок резьбы отличается тщательностью и тонкостью в проработке деталей.
Интересны общая композиция и декоративная отделка домов на углу улиц Герцена и Ворошилова (д. 35/57), Герцена и Менжинского (д. 20/53 и д. 26/44), а также по улице Менжинского (д. 57 и д. 59).
В конце XIX - начале XX в. в деревянной вологодской архитектуре складываются местные, присущие только этому городу черты. Своеобразие ее, несомненно, происходит от народного зодчества. Подобный тип деревянных домов сохранился в большом количестве во всех районах города. Это двухэтажные прямоугольные в плане здания на две квартиры. Необычность этим постройкам придает парадное крыльцо, нередко устроенное на углу дома и богато украшенное глухой или пропильной резьбой.
Особенно привлекательно выглядят крыльцо с двойными арочками на витых колонках (Советский просп., д. 166), балкон, поддерживаемый тоненькими колонками (ул. Засодимского, д. 4) и балкон с балюстрадой (ул. Засодимского, д. 2). Четко прорисованные элементы декора, ясный силуэт сильно вынесенных карнизов и компактный объем придают постройкам строгий графичный характер. Облик этих простых и в то же время затейливых домов, утопающих в зелени, пронизан необыкновенной поэтичностью.