Верхний посад
Осмотр памятников Верхнего посада мы начнем с Ленивой площадки, где сейчас установлен памятник 800-летия Вологды. Пройдем к нему по набережной реки Вологды, оставив позади Софийский собор и Архиерейский двор. На живописном месте, у крутой излучины реки, на высоком берегу и была основана Вологда.
Осмотрим далее церковь Николы на Горе, или, как ее называют иначе, «Золотые кресты», сооруженную в конце XVII - начале XVIII в. Вполне вероятно, что именно эту церковь имел в виду голландский путешественник Корнелий де Брюин, посетивший Вологду в начале XVIII в., когда он писал о том, что церкви города «... покрыты жестью с позолоченными крестами, что производит прекрасное впечатление, когда солнце играет на этих главах и крестах». Первоначально церковь, видимо, имела не один, как в настоящее время, а пять куполов.
Недалеко от нее находятся постройки Успенского Горнего монастыря. В самой Вологде никогда не было большого числа монастырей, а из существующих немногие уцелели до XX в. Успенский монастырь, расположенный на небольшом возвышении (Горний!), был основан в конце XVI в. Долгое время все его постройки были деревянными, очевидно, маленький монастырек не имел достаточных для строительства средств. Каменный собор Успения появляется лишь через столетие - в 1690-х гг. Здание производит впечатление массивности и тяжеловесности, пять больших глав грузно венчают невысокий четверик. По своему стилю декор его фасадов тяготеет к XVI в. Это чувствуется в трактовке наличников и карнизов, в кокошниках и аркатурном пояске на барабанах. Трапезная и колокольня были перестроены во второй половине XIX в.
Гораздо привлекательнее надвратная Алексеевская церковь начала XVIII в. С первого взгляда не сразу можно понять, что перед нами культовое сооружение: ее главы утрачены, заложены и две проездные арки ворот. Не случайно это здание так напоминает старый жилой дом - оно было задумано наподобие палат. Сама церковь размещалась на втором этаже, барочный декор которого еще больше усиливает сходство здания с гражданской архитектурой: окна с затейливыми наличниками разделены ритмично расположенными одинарными или сдвоенными пилястрами, а в завершении проходит карниз из крупных зубчиков.
Вернемся теперь по набережной в центр города. В переулке Засодимского находится комплекс из двух церквей: Ильи Пророка, что в Каменье и Варлаама Хутынского (д. 14, 14а). Обычай строить рядом два храма - один холодный, для совершения служб в летнее время, и другой отапливаемый, теплый, для использования зимой, - был распространен по всей Северной Руси.
Приближаясь к этим памятникам, живописно расположенным среди разросшихся деревьев и небольших домиков, мы невольно останавливаем свой взгляд на церкви Варлаама Хутынского, построенной в 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного зодчего. В композиции ярко выделяется колокольня с четко прорисованным силуэтом. Ее объемы динамично устремлены ввысь, завершаясь тонким шпилем-главкой на фигурном постаменте. Ноту особой поэтичности вносит в облик памятника очаровательная изящная полуротонда с ионическими колоннами, украшающая западный вход в храм. Выше, на рустованном четверике, поставлен ярус звона, стены которого, прорезанные арками, имеют вогнутые очертания, а на месте срезанных углов поставлены двойные колонны и пилястры. Криволинейность завершения еще больше подчеркивается изогнутой формой многорядного карниза.
Сам же храм имеет гораздо более провинциальный облик и несколько непропорционален по отношению к колокольне. Два вазона, увитые гирляндами, расположенные по сторонам барабана главы, выглядят очень необычно для культовой постройки, придавая ей сходство со светскими зданиями.
Рядом расположена маленькая теплая церковка Ильи Пророка (около 1698 г.). Простые формы ее архитектуры и небольшой объем несколько теряются в соседстве с великолепным памятником XVIII в. Трудно расстаться с этими храмами, хочется еще и еще раз обойти их кругом, любуясь непрестанно меняющимися видами этого ансамбля.
Следующий объект нашего осмотра - деревянный одноэтажный дом Засецких с мезонином конца XVIII в. Внешний облик здания и расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки. Такие дома в значительной степени определяли застройку города в XVIII — XIX вв. Главным украшением фасада является четырехколонный портик, поддерживающий балкон. Остальные детали декора были переделаны в конце XIX в. В интерьере сохранились прекрасные белые кафельные печи в стиле классицизма и тяжелые двери из красного дерева с резьбой крупного рисунка.
Еще немного дальше по Ленинградской улице мы видим другой старинный деревянный дом, известный как дом Волкова (Ленинградская ул., д. 28). Это характерный тип дворянского особняка эпохи классицизма начала XIX в. с двумя фасадами - парадным уличным и дворовым. С улицы центр дома выделен приподнятым на цоколе портиком с фронтоном, а более простой дворовый фасад украшен крыльцом с металлическим покрытием - зонтом. Тихий, спокойный характер архитектуры как нельзя лучше соответствует простым, скромным элементам декора здания. Гораздо наряднее интерьер дома, от прежнего убранства которого остались великолепные белые кафельные печи с рельефами и двери с позолоченной резьбой.
Чтобы иметь полное представление о гражданской застройке Верхнего посада, пройдем на улицу Кирова, где стоит дом Брянчаниновых - Дмитриевских начала XIX в. (ул. Кирова, д. 54/12). Обаяние этого непритязательного здания заключается в решении его главного фасада. Оно целиком принадлежит стилю ампир, получившему широкое распространение в первой трети XIX в. Две пары простых тосканских колонн поддерживают мезонин с фронтоном. Своеобразным декоративным акцентом в этой композиции является полуциркульное окно, имевшее ранее веерную расстекловку. Двери с боковой стороны имели украшения в виде львиных масок очень тонкого профессионального рисунка.
Позади дома Волкова возвышается целый комплекс зданий, состоящий из двух Владимирских церквей - холодной и теплой - и их колокольни (ул. Октябрьская, д. 46а). Теплый храм и колокольня были возведены в 1685-1689 гг. На их строительство завещал крупную денежную сумму вологодский купец Г. М.Фетиев. Интересно, что в своем завещании Фетиев специально оговорил формы будущих сооружений: церковь должна была иметь два шатра, а колокольня построена по образцу бывшей соборной. И воля заказчика была исполнена. В настоящее время теплая Владимирская церковь утратила шатры, и это сильно обедняет ее облик. Колокольня является прекрасным памятником архитектуры Древней Руси второй половины XVII в. Ее невысокий четверик входил в церковную ограду и был прорезан двумя арками, ведущими на территорию комплекса (ныне заложены). Декор верхней части четверика включает в себя пояс ширинок с многоцветными изразцами. Мощный восьмигранный столп заканчивается шатром и маленькой главкой. Гладкие стены столпа с лопатками на углах контрастируют с оригинальным изразцовым панно внизу него. Арки яруса звона оформлены килевидными архивольтами, а шатер украшен нарядными слухами.
Тут же стоит холодная Владимирская церковь, относящаяся к середине XVIII в. Это довольно характерный для данной эпохи храм типа «восьмерик на четверике», причем восьмерик его очень маленький и напоминает скорее восьмигранный барабан. Главное, что нас сразу же привлекает в этом памятнике, - его повышенная декоративность. Это проявляется прежде всего в наличниках окон, состоящих из разнообразных деталей : колонок с перехватами, пышных «гребней», консолек и др.
Свою экскурсию по Верхнему посаду мы завершим на проспекте Победы у церкви Константина и Елены (просп. Победы, д. 85). Церковное строительство в Вологде долгое время велось из дерева, только с середины XVII в. появляются каменные храмы: до конца XVII в. было сооружено 10 таких церквей. Однако даже в начале XVIII в. число деревянных культовых зданий в городе было значительно больше: из 57 церквей каменных было только 19.
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необычайно живописная объемная композиция церкви находится в полной гармонии с богатым и выразительным декоративным убранством. К высокому четверику с востока и запада примыкают пониженные алтарь и паперть. Однако от этого композиция не становится симметричной и застывшей. На паперть ведет высокое крыльцо с далеко вынесенной лестницей-всходом, а к северо-западному углу пристроена шатровая столпообразная колокольня, что создает живую игру больших и малых объемов.
Четверик завершают два яруса полукруглых кокошников и пять глав с луковичными куполами. Стены церкви и столпа колокольни ритмично расчленены группами из грех тоненьких полуколонок-дудочек, усиливающих стройность пропорций здания. Очень красивы перспективные порталы и разнообразные наличники окон. Среди них особенно нарядны наличники с трехкилевидными завершениями энергичного ясного рисунка. Общую картину довершает крыльцо с традиционными кубышками и висячими гирьками, а также пластичные арки яруса звона на колокольне и тесно расположенные обрамления слухов шатра.