Насон - История города Вологды - Духовное образование

Духовное образование

В 1721 году в соответствии с Духовным регламентом Петра Великого всем епархиальным архиереям вменялось в обязанность учредить при своих кафедрах школы для обучения юношества из духовного сословия и выходцев «прочих на надежду священства определенных». Выполняя это предписание, в 1724 году Преосвященный Павел, епископ Вологодский и Белозерский, учредил при Вологодском Архиерейском доме первую духовную школу, где обучалось 45 человек по букварям и арифметике. Согласно Духовному регламенту, сбор средств на содержание учеников осуществлялся благодаря податям, взимавшимся с церковных земель и «знатнейших» монастырей епархии. Просуществовало это учебное заведение всего год. И уже в 1725 году, после кончины Преосвященного Павла «ученики были распущены по домам, а собранный для школы хлеб засеян на архиерейские земли». Светские и духовные историки утверждали, что причиной к закрытию первой школы послужили не столько нерадение преемника Павла Афанасия (выходца из Молдавии Анастасия Кондоиди), сколько непомерные долги и бедность Вологодского Архиерейского дома. Первоначальный опыт просветительства выходцев из духовного звания, таким образом, оказался неудачным.

1729 год. Открытие Вологодской духовной семинарии. Учителем указом Святейшего Синода назначен ученик Московской славяно-греко-латинской академии Иван Толмачев.
1730 год. Коллектив семинарии пополнился студентом Киевской славяно-греко-латинской академии Николаем Герасимовичем Соколовским.
1735 год. Количество учащихся в семинарии едва достигло 20 человек. Ввиду отсутствияЕвангелие. Конец XVII века. учителя латинского языка его преподавание поручено иподиакону Михаилу Зотикову.
1736 год. Из Киева в Вологодскую духовную семинарию для преподавания прибыл выпускник Киевской духовной академии Андрей Чайковский (впоследствии — иеродиакон - Аарон).
1739 год. Воспитанники начали обучаться на двух отделениях — славяно-российском (где учили читать и писать на русском языке) и славяно-латинском (состояло из класса грамматики, где изучалась латынь, и класса риторики, где изучались стихосложение и искусство проповеди).
1740 год. Последовало новое пополнение преподавательского состава. Из Киева в Вологодскую духовную семинарию прибыли учитель Феодор Иоаннов Яновский (будущий вологодский кафедральный протоиерей) и прокуратор Василий Терлецкий.
1745 год. В славяно-латинской школе состоялся первый выпуск окончивших курс по классу риторики — начинающих учителей и претендентов на иерархические должности в епархии.
1749 год. Воспитанники семинарии обучаются в четырех классах: риторическом, пиитическом, грамматическом и инфимическом (или фарическом). Выпускники впервые отправляются в Москву для получения высшего образования.
1751 год. По настоянию вологодского архиерея в семинарии открывается высший — философский класс. Преподавателем стал выпускник Московской славяно-греко-латинской академии Иван Ключарев — будущий префект (ректор) Вологодской семинарии.

Попытка возродить начатое Преосвященным Павлом дело обучения Императрица Екатерина Великая.будущих священников принадлежала его преемнику на архипастырской кафедре епископу Афанасию (Кондоиди). В 1729 году он способствовал открытию в Вологде при Архиерейском доме славяно-латинской школы.

Обучение велось, согласно его названию, «Словено-Российской грамоте и латинскому языку». Становление школы осуществлялось с затруднениями: отсутствовали постоянное финансирование и способный педагогический коллектив. Оказалось трудным для администрации учебного заведения отыскать и желающих получить образование во вновь организованной духовной школе. Юноши из духовного сословия того времени не чувствовали ни стремления, ни необходимости учиться. Образование властями насаждалось помимо воли и желания духовенства. Однако школа выстояла, ее не постигла участь предшественницы. И к 1745 году в славянолатинской школе состоялся первый выпуск окончивших курс по классу риторики — начинающих учителей и претендентов на иерархические должности в епархии.

Впоследствии школа получила статус духовной семинарии.