Насон - История города Вологды - Реформы нового века

Реформы нового века

Первая половина XIX века ознаменована противоречивыми процессами социально-экономической и политической жизни русской провинции. Столичная жизнь в государстве протекала в более оживленном темпе, нежели в периферии имперского пространства. Исследователи утверждают, что в период александровского и николаевского царствования столкнулись антагонистические тенденции. После правления Павла Первого в обществе мыслили модными идеями преобразований, призванных пресечь самовластие императора и злоупотребления помещиков. Происходила модернизация социально-экономических и политических институтов. Вологодские власти аналогично государственному управлению в своей структуре претерпели изменения.Вологда. Дом, в котором в конце XVIII века располагалось губернское правление. Фото начала XX века.
Государственное управление после создания министерств планировалось построить по вертикальному принципу. Правительственным учреждениям подчинялись местные органы власти и управления. К началу XIX века государство состояло из губерний и областей, более мелкой административно-территориальной единицей выступали уезды и волости. Функционирование местных государственных учреждений строилось в соответствии с екатерининским законодательством 1775—1785 годов. Значительную роль в осуществлении власти на местах играли сословные органы самоуправления. Основные должности в губернских и уездных администрациях исполняли представители дворянской корпорации. Остальные сословия довольствовались передачей им только лишь некоторых функций, касающихся организации их жизнедеятельности.

Главами местных администраций выступали губернаторы. По старой традиции, за исполнение своих обязанностей они несли персональную ответственность перед государем императором. Однако после принятия в 1802 году манифеста о создании министерств губернаторам предписывалось во всех делах сноситься с министерством внутренних дел и отвечать за свои поступки и вверенные им губернии в ежегодных отчетах этому правительственному учреждению. Свои функции губернаторы выполняли при помощи различных административных учреждений. Связь между вышестоящими и нижестоящими учреждениями им осуществлялась при помощи канцелярии — исполнительного органа высшего представителя административной и полицейской власти в губернии.

Основным административно-полицейским учреждением в губерниях выступали губернские правления, которые возглавлялись губернаторами. Правления являлись коллегиальными учреждениями. Создавались они для управления «в силу законов всей губернией». В повседневной практике эти органы местной власти выполняли функции исполнительной канцелярии губернатора. Аппарат губернских правлений состоял из общего присутствия, занимавшегося хозяйственными операциями, обсуждением мелких вопросов организации и делопроизводства, ознакомлением с новыми законодательными актами и распоряжениями. Все дела губернского правления сосредоточивались в его канцелярии, которая состояла из четырех отделений: первое отделение заведовало обнародованием законов, наблюдением за исполнением распоряжений губернатора и губернского правления, второе отделение ведало руководством полицией, третье - держало связь администрации с местными судами, а четвертое — контролировало финансово-хозяйственные органы.

На губернском уровне действовали губернские выборные дворянские депутатские собрания, возглавляемые избираемыми губернскими предводителями дворянства. Главной задачей этих органов самоуправления являлась охрана сословных прав и привилегий. Существовавшее в начале XIX века законодательство гарантировало им соблюдение основных корпоративных прерогатив путем создания специальных органов самоуправления и суда, назначения их представителей на все основополагающие должности в губернии, а также избрания дворян для исполнения обязанностей уездных исправников, уездных судей и заседателей в различные полицейские и судебные учреждения. Губернские предводители дворянства по существовавшей традиции также в обязательном порядке являлись членами всех губернских комитетов, комиссий и присутствий, созданных по распоряжению губернатора.

По духовному ведомству ведущими учреждениями на местах выступали консистории. Они являлись высшими органами духовного управления на территории епархий, границы которых с конца XVIII века, как правило, совпадали с губернскими пределами. Консистории занимались организацией повседневной жизни православных приходов, осуществляли надзор за духовенством, церквами и монастырями, а также курировали противораскольническую и антисектантскую деятельность.

Полнота власти в городах сосредоточивалась у городничих. Аппаратом их управления являлись городнические правления.

Поддержание порядка в городах вменялось в обязанность полицейским управлениям (ранее их называли управами благочиния). Начальствовал в городской полиции полицмейстер. В его ведении находились заботы об «охранении спокойствия и тишины», а также следственные дела. Деятельность городской полиции и ее чиновников регламентировалась «Уставом благочиния» 1782 года.

Отдельными элементами местного управления владели городские думы — органы городского сословного самоуправления, которые осуществляли административные и налоговые функции, а также ведали вопросами городского хозяйства. Защитой прав ремесленников занимались ремесленные управы. Основными их функциями выступали учет ремесленников, причисление их к различным цехам, выдача свидетельств на право занятия ремеслом, сбор налогов.

Входоиерусалимская церковь в Тотьме сразу привлекает взгляд своей необычнойВходоиерусалимская церковь в Тотьме конфигурацией. При некоторой доле воображения, если рассматривать церковь со стороны парадного входа, можно увидеть каменный корабль с распущенными парусами-колоколенками. Подобная «корабельная» архитектура характерна для тотемского градостроения XVIII века. Большинство сохранившихся местных храмов построены на пожертвования купцов-мореплавателей, разбогатевших за счет пушных промыслов и торговли в Сибири, Кяхте и на Аляске.

Как минимум пять городских церквей могут считаться «корабельными». И не случайно, что в последнее время архитектурный стиль их постройки стал выделяться специалистами в отдельное направление - тотемское барокко. Кроме того, местные храмы отличаются своими картушами - настенными украшениями в виде полуразвернутых свитков или щитов. Обычно картуши были рисованными или лепными, а вот в Тотьме они входят в состав кладки, выступая из стены примерно на треть кирпича.

Входоиерусалимская церковь построена в 1774-1790 годах на пожертвования купцов Пановых и, по общему мнению, является венцом тотемского барокко. Ныне в церковном здании размещается музей мореходов.

Высшей властью в уездах обладали уездные земские суды — органы администрации и полиции, подчинявшиеся губернскому правлению. В их состав входили исправник и несколько заседателей. При земском суде существовала канцелярия, которую возглавлял секретарь. Она состояла из двух столов: исполнительного и следственного.

На уровне уездов на местную власть активно влияли уездные предводители дворянства. При создании каких-либо уездных комитетов, комиссий и присутствий они непременным образом становились их председателями. Предводители дворянства в уездах, кроме того, возглавляли органы дворянской опеки, которые существовали при верхних земских судах для установления попечения над имениями неправомочных дворян, дворянских детей и вдов.

Административные функции по духовному ведомству выполняли уездные духовные правления.
Помощниками губернаторов в выполнении их обязанностей являлись вице-губернаторы, возглавлявшие губернские казенные палаты — органы финансового и налогового управления в губернии. Казенные палаты руководили расходованием денежных средств, ревизским учетом населения, раскладкой и сбором налогов. Деятельность этого органа управления осуществлялась через различные отделения: хозяйственное, хранившее поуездные итоги ревизий, а также решавшее вопросы государственных крестьян и государственных имуществ, лесное, ведавшее казенными лесами, чинами, местной лесной стражей, отделение питейных сборов, регулировавшее казенные питейные заведения, питейные откупа и лицензирование винокурения, казначейское, связанное с уездными казначействами, и контрольное, курировавшее внутренний финансовый контроль («ревизии») книг и годовых отчетов казначеев.

Отдельно в структуре местных финансовых органов существовали губернские и уездные казначейства, которые занимались приходом, хранением и выдачей денежных сумм. На уездные казначейства возлагались обязанности хранения собранных в уездах налогов, учета недоимок и контроля над расходами денежных средств, а также выдачи паспортов, подорожных и продажи всех видов гербовой бумаги (крепостной, заемной, для векселей).

Местными учреждениями министерства юстиции выступали суды различных инстанций. В каждой губернии с конца XVIII века как высшие судебные органы сохранялись общесословные суды — палаты гражданского и уголовного суда, а также совестный суд, рассматривавший гражданские дела о ссорах и оскорблениях и уголовные дела, совершенные умалишенными и малолетними преступниками. В каждом уезде действовал сословный (для дворян и крестьян) уездный суд. Кроме привычных функций суда первой инстанции уездные суды выполняли внесудебные обязанности: они хранили межевые книги и планы, проводили ревизии уездных казначейств, крепостное отделение суда выполняло оформление актов в масштабе уезда, вместе с полицией суд передавал новым владельцам их имения и имущество. В губернских и уездных городах для городского населения сохранялись свои судебные инстанции — городовые магистраты, небольшие и заштатные города содержали городовые ратуши.

Контроль над судами различных уровней выполнял губернский прокурор. Основной же его должностной обязанностью являлся всеобщий надзор за правильным исполнением законов имперского уровня и узаконений губернского характера различными учреждениями, должностными лицами и населением.

Военное министерство в губерниях имело довольно значительный аппарат чиновников. Хозяйственные департаменты этого правительственного учреждения, например, ведали местными органами, объединившимися в не совпадавшие друг с другом 12 артиллерийских, 8 инженерных, 10 провиантских и 18 комиссариатских округов. Кроме того, в подчинении власти губернаторов на периферии находились команды внутренней стражи, создававшиеся наряду с полицией для поддержания «тишины и спокойствия» в губерниях.

Важную функцию в начале XIX века среди учреждений военного ведомства имели губернские и уездные рекрутские присутствия, контролировавшие исполнение рекрутской повинности податным населением.

Насущные потребности правительственного аппарата в новых кадрах привели к созданию принципиально новой системы местных учреждений и заведений министерства народного просвещения. Законом 1803 года учреждались шесть учебных округов (Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский), состоявшие из нескольких губерний. Во главе каждого округа назначался попечитель, которому подчинялись высшие (университет) и другие учебные заведения. В губерниях административные функции чиновника от учебного округа выполнял избираемый университетскими советами директор народных училищ, который одновременно, как правило, являлся директором губернской гимназии.

Существовали в губерниях приказы общественного призрения. Они создавались для организации деятельности властей в вопросах здравоохранения, просвещения, казенной благотворительности. Они ведали надзором за домами призрения, работными и смирительными домами. Приказы общественного призрения занимались приемом от учреждений и населения вкладов на хранение и выдачей им денежных ссуд.

Подчиненными по департаменту уделов выступали управления (конторы) удельных округов. Они создавались в уездах, где существовали удельные имущества и проживали удельные крестьяне. Эти учреждения являлись административно-полицейскими, финансовыми и судебными органами власти. Удельным ведомствам подчинялись волостные и сельские органы удельных крестьян.

Одним словом, губернские власти в микроварианте копировали существовавшее имперское правительство. На губернском уровне отсутствовало четкое разграничение компетенции отдельных учреждений, а следовательно, ответственность должностных лиц имела размытый характер. Однако реформа власти александровского царствования способствовала усилению специализации учреждений государственной власти и повышению управляемости губерний из столичного центра.