Жили-были... слова и вещи.
Жили-были кафтан с армяком и слова кафтан и армяк. А еще были медовая коврижка и пшеничный блин. Их названия звучат до сих пор Кафтан и армяк, коврижку и блин, горшок и ковш придумал народ, он же дал им «имена». В книге, которую открываете, пойдет речь о предметах повседневного обихода, об истории их названий, хранящих в себе тайны веков.
За каждым словом — вещь, которая постепенно менялась, человек делал ее более удобной, совершенной. Менялось отношение людей к этой вещи. Все это находило отражение в значении слова, в изменении смысла других, близких к нему слов. Бытовой словарь старой Руси для современного человека подобен воспоминаниям о полузабытом прошлом.
Эта книга и есть воспоминание о народном быте и истории русского бытового словаря, о развитии домашнего уклада и состоянии просвещения на Русском Севере во времена Московской Руси и позднее. Об этом не бабушки рассказали, потому что не помнят той поры. Автор обратился к архивным материалам, использовал источники по истории народных промыслов и по истории культуры. Он нашел ответы на вопросы, когда и почему исчезли охабни, как назывались шапки, когда стали носить куртки и юбки, когда появились слова ковш и подойник, какие пироги пекли в старину, как учились грамоте, что читали? Исследуя историю того или иного слова, он ведет занимательное повествование о главном для человека: пище, одежде, утвари, просвещении. Помня при этом, что русский человек всегда старался держать свой дом в порядке и чистоте. Не упускает и другой мысли — основой бытового словаря, как и всей народной речи, были образность и смысловая емкость. Раскрывая прошлое во всех его гранях, автор призывает перенять все лучшее из уклада жизни наших предков.
...Итак, откроем вместе дверь в старую Русь. Следуя пословице «По одежке встречают, а по уму провожают», начнем знакомство с одежды наших предков. Посмотрим их домашнее убранство. Посидим с ними за праздничным столом. А потом поинтересуемся, что читали в старину, что сочиняли сами.