Насон - История города Вологды - Умывальник и рукомойник

Умывальник и рукомойник

Комплект утвари для умывания имел сосуд, из которого умывались, и сосуд, над которым умывались.      

Те, что предназначались для чистой воды, в древнерусский период имели два основных наименования: умывальница и рукомыя. Умывальница было образовано от глагола умывати. Это слово закрепилось в художественных и повествовательных текстах церковно-книжного характера. С 1499 г. в письменности наблюдается соответствие мужского рода умывальник, которое, хотя и употреблялось, нечасто, но уже в начале XVIII в. усваивается литературным языком. 

Слова умывальник, умывальница — слишком общие термины. У древних славян были более конкретные названия. Уже упоминалась, например, рукомыя. Рукомыя и производное от него рукомыец известны лишь по религиозным текстам, поэтому с начала XVI в. в письменности начинает активно употребляться слово рукомойник. Рукомойниками служили вначале кувшины или кумганы: «Куплено в Котелном ряду у торгового человека у Ивашка Данилова кумган медной — диаком рукомойник». Рукомойник царицы Натальи Кирилловны, сохранившийся в Оружейной палате, представляет собою кувшин с изогнутым длинным носиком, фигурной ручкой, высоким горлом и крышкой. Рукомойники — серебряные кувшины, распространенные в быту старой московской знати, иногда именовались по материалу серебряниками: «Королевна из-за стола встала и почала умывать руки и, умыв руки, велела серебряник с водою поднести Григорию»: «Серебряник, а по осмотру рукомойник — золочен лев». Рукомойник с крышкой и ручкой иногда называли наливок. 

А у крестьян появляется специфический сосуд с ушками или дужкой для подвешивания, с рыльцем — носиком для слива воды. За ним и закрепляется название рукомойник. Вот как описывается этот предмет в описи имущества в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря в 1684 г.: «Над лоханью рукомойник с покрышкой медной на железной чепочке». Слово рукомойник широко употреблялось во всех видах письменности и на всей русской территории, проникло в украинский язык. Одновременно на севере и в средиейчасти России было известно слово рукомой, а в Устюге и Холмогорах — даже рукомойка, в Подвинье — рукомытник. Глиняный рукомойник с двумя рыльцами, напоминающий баранью голову с рожками, получил назван не барашек или баранец. Оно распространено сейчас в калининских, ярославских, костромских и владимирских местах. 

Любопытно, что во всех приведенных названиях подчеркнуто назначение предмета, его материал или форма, все они являются исконными по происхождению. 

Слово рукомойник победило в соперничестве с названием умывальник. Теперь, когда вода во многие дома и квартиры поступает по трубам, течет из крана, эти названия уже выходят из ежедневного у потребления, но век их еще не закончен. 

Использованная вода стекала в деревянные лохани. Они упоминаются в исторических документах с XII в. Название лохань взято, вероятно, из греческого языка. Преимущественное назначение ее— сосуд для мытья и умывания. В зависимости от достатка лохани, как и рукомойники, были разными: в домах богатых стояли дорогие металлические, у бедняков — деревянные. 

С конца XV в лоханки начинают заменяться металлическими тазами. Судя по данным письменных источников, слово таз заимствовано из тюркских языков, особенно широко употреблялось в тюменских, енисейских, томских и якутских актах. 

К 1642 г. относится первое упоминание о ваннах: «Делали в липовых досках с обручми ванну, ся ванна отнесена в мыленку к государыне царице». Ванна, или ванная представляла собою закрытое деревянное помещение с плотной дверью и специальными сиденьями. Слово ванна заимствовано из польского языка, которым оно усвоено в XV в. из латинского. Несколько раньше, чем русские, с этим названием познакомились украинцы и белорусы. В XVIII в. ванны в богатых домах делали из дерева или металла. Это были большие продолговато-круглые емкости, в которых мылись или «пользовали», то есть лечили больных. 

...Умывание закончено. Женщины принимаются за косметику, которая была исключительно естественного происхождения и имела лечебные свойства. Так, пахучий мускус получали от кабарговых оленей. Хранили его в металлических мускусницах, саженных драгоценными камнями. 

Сосуды для ароматических жидкостей, имеющиеся у московской знати, носили наименования ароматница, арматшк, ароматик. Скрытое углубление в предмете, куда клали ароматическое вещество,— это тоже ароматник. 

Гигиеническую белую краску держали в белильнице. Вот их описание, сделанное в 1611 г.: «Белиленка серебряна с финифты с розными, ароматница серебряна персидское дело сенчата, около ее в гнездех бирюзки». 

Румяна держал и в румянницах, а сурьму — в суремницах. 

Если ароматницы и румянницы упоминаются лишь в московской письменности XVII в., то белильницы и суремницы были распространены очень широко. Знали их и в северных городах. 

Закончена трапеза, туалет. Вернемся снова к столу, но теперь уже к духовной пище. Посмотрим, как учились грамоте в старину, что читали и что сочиняли сами.