Насон - История города Вологды - Русская идея как явление русской культуры

Русская идея как явление русской культуры

Опыты самопознания русского народа (русского этноса, русской нации) начались давно. Бурные споры о русском пути, имевшие литературно-языковую основу, проходили уже в первой половине XIX столетия. Большой смысл несли и поэтические формулы типа гоголевской «Русь — тройки», многократно продолженные в дальнейшем, вплоть до современного образа горящего поезда, «которому некуда больше бежать» На употреблении выражения «русская идея» настоял Ф.М.Достоевский в 70-х годах XIX века.

У русских особо трепетное отношение к государству как одному из компонентов Отечества. Проблемы общественного устройства на Руси в исторический период решались с позиций православия. Власть включает два полярных явления: строгость и милость. Считалось, что всякий раз, вручая кому-либо власть, надо исходить не из его невинности неофита, не знавшего медных труб, а напротив — из грешной природы человека. Нельзя давать одному человеку абсолютную, неограниченную власть по отношению к другим людям: не нужно вводить его в искушение властолюбия. Католическое мировоззрение, признавая в бытии божественный высший мир, с одной стороны, а с другой — преисподнюю, в то же время находит место и земному, поэтому оправдывает государственную власть. Западный рациональный человек рассуждает так: когда добрый человек отказывается от власти, он навлекает на себя ответственность за то, что властью воспользуются злые. Русская духовность делит мир не на три, а на две части — свет и мрак. Власть находится на границе света и мрака, одобрение здесь трудно отделить от проклятия. У русских — вековая привычка перекладывать чуждое бремя власти на другого. Запад поверил в закон как в ограничитель злой воли властителя. Русские до сих пор скептически относятся к закону, поэтому законы в России исполняются плохо, а во власти пребывают не лучшие сыны нации.

Поиски национальной идеи менее актуальны для Запада, поэтому там с опаской восприняли оживление общественного мнения в России по поводу национальной идеи: что за чудо «русская идея» и как она способна объединить народ!? Действительно, коллективная психология нации, осознавшей национальную идею, очень серьезно объединяет и усиливает нацию . Японцы — нация многовековой культурной традиции — очень тяжело переживали поражение во Второй мировой войне как крушение национальных идеалов. Они вдумчиво и системно занимаются сейчас возрождением и сохранением национальных традиций. Урок для японцев из Второй мировой войны состоял, в частности, в выводе о том, что агрессивная идея может на время объединить и увлечь нацию, но последствия такого увлечения несут большую кровь и социальные бедствия.

Что же выражается с помощью национальной идеи?

Национальная идея — это система положительных принципов или ценностей, основанных на исторической традиции и направленных на укоренение, развитие этих оберегаемых народом принципов.

Русская идея — это мечта о России, в которой есть равновесие между индивидуальной жизнью и общественным благополучием, а также есть равновесие между национальным и интернациональным.

Для русского постоянно значима ориентация на моральные и религиозные ценности традиционной русской культуры, т.е. для русских национальная идея — высокодуховна, она не может иметь утилитарного содержания типа «поправь забор», «не гадь в подъезде». У русских рефлексия по поводу национальной идеи обязательно имеет объединяющий подтекст (феномен соборности), идея не может быть индивидуалистической мечтой типа «обогащайся». Для русских в национальной идее эмоционального больше, чем рассудочного.

Если любая национальная идея отвечает на вопрос «как жить?», то, кажется, в русской идее акцент на другом — «для чего жить?». В этом убеждает и русская словесность, и русская живопись, религиозная философия XIX—XX вв., даже анализ пословиц и поговорок.

Как оправдать свое земное существование, как сочетать личный интерес с чаяниями других людей? Можно варьировать эту мысль как угодно, но она точит и точит: «А зачем я живу?» Верующий человек мысль эту посчитает греховной, поскольку для него вопрос решен в пользу жизни — милости Божией, дарованной человеку не родителями, а Богом. Родители лишь исполнили волю Божию.

Для чего живет человек? К чему стремится общество в своем неустанном движении? Русский человек вопросами этими мучается чаще, чем люди других земель и стран.

С XVII века Россия жила с девизом «За веру, царя, отечество». Он украшал официальные здания и ценные бумаги, сопровождал торжественные церемонии и чеканился на государственных наградах.

Речевая формула национальной идеи, безусловно, имеет большое значение, она воздействует прежде всего на чувство, вызывает положительные эмоции. В этой формуле вера поставлена на первое место, потому что в идею надо верить. Идея должна быть многозначной, отвечающей и личному чувству, и общественному интересу. Каждый сам находит для себя разумное толкование национального девиза. Так, в девизе «Америка превыше всего» один американец видит стремление править миром, другой удовлетворен идеей великодержавности, третий — приоритетом американской цивилизации. Кстати, гимн Германии начинается тоже со слов «Германия, Германия — превыше всего», что указывало в свое время на приоритет общегерманского интереса, на консолидацию германских земель. В пору фашизма те же слова приобрели агрессивный смысл, поэтому после 1945 года германский гимн звучал без слов.

Стоит задуматься над содержательной сутью девиза, который был национальной идеей России до 1917 года и по-другому передавался триадой: православие, самодержавие, народность. Такой анализ необходим не ради пропаганды самой формулы (отношусь скептически к попыткам перенести ее в современность), а для объяснения феномена ее устойчивости в течение длительного времени.

«За веру!» — Россия оформилась и развивалась в условиях тесного союза, единомыслия государственной власти и церкви. При явном преобладании в Российском государстве православия мысль о вере выражена обобщенно: «За веру вообще», хотя в конкретной ситуации девиз мог быть и таким: «За нашу православную веру!». Но многонациональная Россия имела несколько конфессий, и государство стремилось предупреждать межрелигиозную рознь.

За царя!» — здесь целеуказание выражено более конкретно, указана определенная форма государственного правления — монархия, которую следует сообща укреплять. Вспомним официальный гимн старой России «Боже, царя храни!».

«За отечество!» — патриотическая мысль венчает триединую национальную идею. Постановка этого элемента в конце девиза подчеркивает его особую значимость в мировоззрении русского, сердцевиной которого является мысль: «Где отечество, там и хорошо!».

Сравним выражение «За веру, царя, отечество!» с патриотическим девизом времен Великой Отечественной войны: «За Родину! За Сталина!», где под словом Сталин тоже угадывался общественный строй и господствующая идеология. Обратим внимание и на перестановку ценностей: раньше — царь, отечество; теперь — Родина, Сталин.

Почему национальный девиз старой России состоял из трех элементов, а не был моноидеей? Может быть, потому, что Россия — многонациональная страна, что в триединой формуле лучше учитывается многообразие интересов и создается более широкое идейное поле для объединения народа.

Национальная идея рождается стихийно и усваивается добровольно. Сознательные усилия официальной власти и интеллектуальной элиты лишь ускоряют распространение девиза, который является концентрированным выражением идеи.

Национальная идея живет столетиями, если правильно угадывается общественное настроение и национальный характер. В связи с этим коснемся и чрезвычайно злободневного вопроса: может ли быть национальной идеей идея коммунистическая? Подумаем прежде: а почему коммунистическая идея стала государственной идеологией сразу нескольких десятков государств? Коммунизм ведь был заявлен сразу как интернациональное классовое учение: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», причем его сердцевиной был классовый подход, разделение общества на классы в зависимости от отношения к собственности. А собственность и деньги всегда разделяют людей, даже если у них совпадают социальные и нравственные ориентиры. В национальной идее, если она претендует на долгую жизнь, не может быть оценки экономического уклада. Как только эта оценка появляется, снижается общегуманное, нравственное начало идеи, она вольно или невольно приобретает агрессивный характер: против какого-либо сословия, против соседнего народа и т.п. Русскому человеку агрессивность несвойственна, он миролюбив, дружелюбен, некорыстен. Западные люди, дружелюбно настроенные к России, типичного русского оценивали так: «Хороший ты человек, Иван, но богатым никогда не будешь!»

Национальная идея традиционна, внеисторична. В ней не может быть противостояния прошлого и настоящего, но обязательно должны быть взаимосвязь и сотрудничество времен.

Национальная идея России не может быть построена на отрицании, это только идея — «за», но не «против».

Общенациональная идея не может содержать сравнения России с Западом или с чем-то иным, потому что в любом сравнении тоже есть противостояние. Русские не воспримут идею мессианства, избранности России как предводительницы остального мира. Для многонациональной России характерна традиция общежительности.

Учитывая наш национальный характер, общенациональная идея должна иметь на поверхности преимущественно эмоцию. Специфика русской национальной идеи и в том, что это вместе с тем должна быть глубоко личная идея.

Русский человек всегда старался поместить себя как бы в кокон успокаивающих, удовлетворяющих идей. Это была его индивидуальная ноосфера. Традиционные моральные ценности русских подобны такому кокону.

Прежде всего для русского важен настрой души, согласие с собой через признание совести и правды как главных святынь, то есть мир и лад внутри себя.

Затем — согласие и лад в ближнем мире: в семье и в кругу близких людей.
Далее круг расширяется до коллектива совместно работающих. Коллективизм развивался в России от формы вынужденного сосуществования из-за условий сурового климата до генетической привычки. И теперь для россиянина «счастье — это когда тебя понимают», то есть счастье — это сознание своей нужности, востребованности обществом, это согласие и мир в трудовом коллективе.

Отсюда недалекое расстояние до мыслей: «Без меня — народ не полный», «Я — в ответе за мою страну», отсюда главное условие морального удовлетворения — «Только в Отечестве мне хорошо» и отсюда русская болезнь — ностальгия. Межнациональные конфликты русские переживают очень болезненно, мы — за согласие и лад во всей России. Многовековая история России это подтверждает: «...сколько племен в себя Россия вобрала, столько и сохранила» (И.Ильин).

И пик национально-патриотических переживаний таков: «Россия — не превыше всего, просто она — лучшее место на земле. Важно не то, великая ли она держава, но важно, что она — лучшая держава. И мне спокойно, когда Россия живет в согласии и мире со всем миром».

«Укрась трудом родную землю, Россия будет благодарна», «Живи в России как хозяин — тебя Россия не забудет» — не жертвенная любовь, а взаимонаправленное чувство должно быть сердцевиной новой русской идеи. Такая идея в равной мере поддерживает и государство, и гражданина, их взаимоспасительное единство и есть самодостаточное условие для возрождения России.