Владимир и Людмила
Имя человека — зеркало культуры народа. Но в развитии языков у разных народов есть знаменательные совпадения. К таким относятся, например, двухосновные имена собственные. Они имеют в своем составе не менее двух корневых морфем с соединительной гласной или без нее: русские Владимир, Людмила, немецкие Зигфрид, Гертруда, английское Роберт, греческое Леандр.
Чем вызвано их появление? Когда был пик их употребления?
Факт наличия сложных собственных имен в иранских, германских, кельтских, греческих, славянских старинных текстах позволяет относить начало появления этих имен к глубокой древности.
Т.В.Топорова, изучавшая подобные имена в немецком языке, считает, что они служили для обозначения представителей высшей знати в период «военной демократии», когда военная дружина во главе с вождем была главным институтом власти (Топорова Т.В. Язык в зеркале культуры: древнегерманские двучленные имена собственные. М., 1996). Высказывались мнения, что такие имена давались только людям из благородных сословий, знатного происхождения, и имели эти имена провидческий характер, обещали своему носителю счастливую судьбу.
Если, действительно, Людмила — «людям милая», а Эберхарт — «силен, как дикий кабан», то интересно выявить и сравнить другие понятия и свойства, которые отмечались как положительные у разных народов приблизительно на одном этапе их исторического развития, например, в чем видели «тевтонский дух» древние германцы, а что ценили в жизни и в человеке наши славянские предки. При ним будем учитывать, что основы сложных имен напоминают кусочки мозаики, которые можно складывать по-разному, но значение целого не будет равно сумме значений частей. Чем древнее сложное имя, тем меньше зависимость между смыслом всего слова в целом и значением его компонентов.
Значимость человеческой личности в сознании этноса в разные шохи не была одинакова. Менялся общественный статус человека кик члена общества — менялся и статус категории собственного имени, менялась структура наименования человека. Судьба сложных имен в этой связи особенно показательна.
Первые индивидуальные именования человека были, вызваны не только функциональной необходимостью общения, но и стремлением создать для биологической сущности человека ее знак — некий смысловой фантом, который люди древних эпох воспринимали как независимую от человека духовную сущность. Идеальным казался сложный знак, объединяющий целый комплекс смыслов, причем — с положительной оценкой: Святослав, Добромысл. Такие сочетания смыслов отражали народное самосознание, нравственные предпочтения людей. Кроме того, сложное имя лучше, чем односоставное наименование, выполняло охранную функцию.
Повторяемость имени, приложимость его к разным личностям постепенно приводит к угасанию первообразности смысла сложных слов. Конечно, сложное (двусоставное) имя хранит смысловую заданность чуть дольше, чем простое (одноосновное), но судьба всех имен примерно одинакова. Первоначальная установка иметь для каждого человеческого индивидуума его персональное, неповторимое имя заменяется желанием хотя бы передать имя по наследству, сохранить его как родовое: Иван Николаевич, сын Николая Ивановича и внук Ивана Николаевича.
Но рассмотрим учитываемые в древних сложных именах те свойства и признаки, которые были значимы с точки зрения их носителей, памятуя, что сами эти имена возникли в дописьменную эпоху, а ко времени письменной фиксации претерпели известную семантическую эволюцию. Сравним с этой точки зрения два ономастикона: древненемецкий и древнерусский (далее излагаются результаты исследования Н.В.Комлевой).
Древненемецкий список сложных имен (Fleischer W. Die deutschen Personennamen. Berlin, 1968) учитывает шесть семантических сфер: со значением «борьба», «битва», «сражение», «воинство», «доспехи», «копье»: Gundbald (битва + смелый), Brunhild (доспехи + битва), Gunther (битва + войско), Siegfried (победа + мир), Gertrude (копье + сильная), Matilda(cилa + битва). У немцев это самая продуктивная группа.
2. Имена, производящие основы которых восходят к названиям животных. Сила и ловкость животных, незнание страха вызывали завистливое желание древних германцев заимствовать эти качества: Bernhart (медведь + сильный), Wolfgang (волк + путь). Для женского имени предпочиталась основа Swan «лебедь»: Swanhild (лебедь + битва).
3. Мифологическая и сакральная лексика: Gottrid (бог + мир), Anshild (бог + битва), где германское Ans — старое название бога; Alberich (эльф + могучий).
4. Имена существительные со значением родовых или имущественных отношений: Agalgund (благородный + битва), Adelheid (благородный + род), Erdmar (земля + слава).
5. Имена, связанные с образом могущественного и справедливого властелина: Dietmar (народ + слава), Richard (повелитель + твердый), Waldemar (власть + мир).
6. Имена, связанные со значением «любовь», «дружба»: Sconiburg (красивая + защита), Truthild (милая + битва). Характерна связь и этих имен с понятиями «битва», «защита».
В семантике имен заметно стремление к идеализации, акцентирование положительного, причем древние германцы связывали это с военной тематикой, с достижением власти, при этом и воин, и властитель должны чем-то походить на животное.
Рассмотрим рядом семантику основ в русских собственных именах. Для удобства сравнения сведем все учтенные качества тоже в шесть групп.
1. Имена, связанные с военной тематикой: Бронислав — Бронислава, Ратибор, Ярогнев, Воибор.
2. Мифологические и сакральные имена: Богдан, Молибог, Богуслав.
3. Имена с основами «дом», «гость», а также со значением родовых отношений: Домажир, Радогость, Гостомысл.
4. Имена с основами «мир», «слав» (ср. в древненемецком близкие к ним имена, характеризующие справедливого и могущественного властителя): Владимир, Владислав, Всеволод, Ладислав, Ладимир, Станислав, Святослав, Святополк, Святогор. У славян это самая продуктивная группа.
5. Имена с компонентом мил- (ср. в древненемецком близкие к мим имена со значением «любовь», «дружба»): Людмила, Милослава, Всемил.
6. Имена с основой добр-: Добромысл, Доброслав, Добромир, Добромил.
Таким образом, в немецком оказались наиболее распространенными имена, основы которых связаны со значением «война», «оружие». Есть такие примеры и в русском (Борислав), но они редки. Сосредоточенность древних германцев на вооруженном сопротивлении, военном противостоянии отчетливо проявляется в именнике составных имен. Воинственному духу древних германцев противостояли славянские приоритеты — добро, свет, святость, мир, слава, милость, творчество: в древнерусском именнике наиболее многочисленая группа слов с компонентами слав-, мир-. Зато практически нет имен с основами, восходящими к названиям животных.
Выясняется также, что у славян и германцев наблюдалось примерно одинаковое внимание к понятиям «дом» и «гость».
В структурном отношении древние двуосновные личные имена в этих двух языках имеют много общего: образованы по одинаковым моделям, совпадают фонетический состав и лексическое значение основ (Владимир — Waldemar, Милослав — Milbert, Волимир
Willmar, Рогволод —Ragnwald). Двухосновные личные имена —очень древние по происхождению, они были распространены примерно в одно и то же время у многих народов. Прославление новорожденного специально созданным сложным именем было характерно как для семей знатных общинников, так и для рядовых членов сообщества.
Постепенно смысловая структура имен Владислав, или Wolfgang, многократно повторенная при тысячах носителей этих имен, теряет свою i иежесть, становится повседневностью. Закрепляя эту обыденность, люди начинают сокращать сложные имена, превращая их в более привычные однословные наименования: Владислав — Слава, Wolfgang — Wolf. Сокращению подвергается одна из основ сложного имени, или происходит полное усечение этой основы. Но здесь уже начинается современная, совершенно самостоятельная и неодинаковая жизнь (окращенных форм двухосновных имен в разных языках.
Следуя пословице «По одежке встречают, а по уму провожают», начнем знакомство с одежды наших предков. Посмотрим их домашнее убранство. Посидим с ними за праздничным столом. А потом поинтересуемся, что читали в старину, что сочиняли сами.