Как назвать тебя, XX век?
Попытка кратко подвести итоги двадцатого столетия есть по сути дела номинация века. Совершенно очевидно, что основой этого наименования должны служить не уровень развития науки и техники, не социальное состояние общества и его экономический потенциал, а культура — духовное состояние этноса, культура как образ мира, каким его представляет данный народ в данную эпоху. Имя века с позиций русского, француза, немца — прежде всего акт соответствующей национальной культуры. Начнем с краткой характеристики специфики русской культуры, чтобы стало понятно, почему представитель русской культуры может характеризовать XX век так или примерно так, как это сделано во второй части нашего рассуждения.
На любом произведении человеческой культуры лежит печать этноса. Народ и его отдельный представитель реализуют через культуру свое стремление к самопознанию. Культура — это национальная традиция, национальное своеобразие, у каждой культуры свои ratio и sentiment, свое искусство и свои символические формы. Культура, как и этнос, стремится к стабильности, несмотря на большое разнообразие территориальных вариантов. Культура как совокупность традиций, обрядов, образа жизни способствует сохранению национальной самобытности и воспроизводству творческого потенциала общества.
В то же время современная национальная культура — исторический продукт межэтнических связей. Опыт межкультурных коммуникаций — важное достояние национальной культуры. Современный мир сделался открытым, диффузным; сосуществование и взаимопроницаемость различных культурно-исторических традиций — счастливая неизбежность современной культуры Земли, но у этой неизбежности есть и другая, тоже оптимистичная противоположность: ни одна национальная культура не переводится без остатка на язык другой национальной культуры.
Типичное состояние русской культуры — полихрония (одновременное сосуществование в культуре определенной эпохи разновременных по происхождению концептов). Так, до XVII века при преобладании в общественном сознании веры, а именно православной доминанты, выразителен был и языческий след. С XVII века началась замена веры культурой, становление человека «индивидуального» на смену человеку «родовому»; в XVIII веке наблюдается утверждение светскости в культуре и развитие в общественной атмосфере элемента праздничности, куртуазности. Но русская культура остается культурой достоинства (идеалы — совесть и правда) в противоположность западной культуре успеха и лидерства.
Для реализации потребностей русского этноса в возможности реагирования на меняющийся мир оказалось недостаточно традиционных форм культуры, и тогда появился особый, чисто русский вариант такого органа рефлексии — это интеллигенция (слово впервые употребил Жуковский в своем дневнике в 1836 г.). Интеллигентность — это не столько образованность и манера поведения, сколько свойство мысли.
Непрерывность и глубина исторической традиции — первое по значимости качество русской культуры. Новации в ней никогда не брали верх над постоянством эстетического идеала.
Русская культура — это не только мост между прошлым и будущим, это и канал от памяти к нравственности. Поэтому культура русского народа пронизана мыслью и благородством, ее софийность усилена влиянием христианства, а нравственность устрожена евангельскими заповедями.
XX век закончился. Что из его наследия перейдет в классику, а что навсегда забудется — это решит следующее столетие. Культурные ценности прошедшего периода зафиксированы для грядущих поколений разнообразными техническими средствами.
Культура XX века разнообразна и многослойна. Какое же имя одним словом может передать нашу память, наше восхищение и печаль, благодарность и проклятие уходящему XX веку?! XVIII век был эпохой разума и просвещения.
XIX век — век реализма за беспощадность почитаемых истин был поименован уже в 1805 году К.Н.Батюшковым железным веком. В 1835 году Е.П.Баратынский подтвердит: «Век шествует путем своим железным». В середине столетия Я.Полонский в стихотворении с символичным названием «Век» объединит несовместимые характеристики своего времени: «Век девятнадцатый — мятежный, строгий век» (1864 г). В 1916 году определение «железный» по поводу XIX века повторит А.Блок в первой главе поэмы «Возмездие». Устами поэтов говорила истина.
Для именования XX века не годится слово, определяющее уровень техницизма («век ядерный», «век научно-технических революций»), или слово, фиксирующее потолок агрессивности отдельных континентов («век мировых войн»). Техника ведь совершенствуется непрерывно, а войны — спутник человечества во все времена.
Век XX сделал доступным для человека весь земной шар, сократил расстояния и сделал проницаемыми любые границы. Земля осознана как единый и сравнительно небольшой дом для человечества, потому поколеблены ценности гражданства, поощряется идеология космополитизма, но отсюда же внимание к экологии, отсюда — острое желание выйти за пределы Земли — перешагнуть порог родного дома. Так что же, XX век — это век космизма и космополитизма?!
Человек познал землю вокруг себя, освоил ее верхнее и нижнее пространство, покорил время, подчинил далекие земли и чужую волю, расшифровал и себя до конца: знаковым явлением конца века стало открытие генома. Главное — человек поставил себя в центр мироздания, объявил свои права главной ценностью. Так что же, XX век — это век антропоцентризма?!
Покорив в XX веке все, что попало под руку, человек вышел на порог Земли и на последнюю ступеньку XX века. И застыл потрясенный достигнутой победой и в конечном счете собственным поражением: «Так кого же я победил и что же я покорил в XX веке?!»
Что мы наблюдаем в конце века? Прежнее противостояние либерализма и религии как основной идеологический конфликт третьего столетия подряд. Снова межнациональные конфликты, только усиленные кровопролитным терроризмом. Неодекаданс, очень похожий по своим творческим проявлениям на художественные изыски рубежа XIX — XX вв. Полную зависимость человека от государственной машины и разочарование в представительной демократии. Выходит, железный век продолжается. И, стало быть, имя тебе, двадцатое столетие, — потерянный век! Действительно, утрат у мирового человечества в XX веке оказалось больше, чем достижений.
Удивительно, но еще в начале века А.Блок предсказал это «сознанье страшное обмана всех прежних малых дум и вер».
И что остается теперь? Куда и зачем идти, что делать в XXI столетии? Закончу словами Александра Блока, предвидевшего наши размышления на перевале веков:
Что ж, человек? — За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
А, может быть, ставшие неотвратимо близкими дали XXI века не будут «огненными» для нас, может быть, у человека хватит разума в голове и добра в сердце, чтобы превратить XXI век в эпоху покоя для вольного человека?!