Каменное зодчество - приметы времени
Развитие культуры северных городов, подчиненное запросам наступающего Нового времени, ярче всего проявилось в масштабном каменном зодчестве. Северными мастерами в середине - второй половине XVII века были созданы десятки храмов и монастырских комплексов, являющихся ныне «зримой памятью» былого социально-хозяйственного могущества Севера.
Вологда украшается великолепными ансамблями церквей - Цареконстантиновской, Андрея Первозванного. Возводятся каменные храмы в Дюдиковой пустыни (Иоанна Предтечи), Гавриило-Архангельский храм при Владимирской церкви. Появляется новая каменная шатровая колокольня при Софийском соборе... Многие старинные храмы Вологды обязаны своим новым обликом местным купцам и промышленникам. На средства «сильных» купеческих родов и простых торговцев и ремесленников Вологды в XVII веке было построено около двух десятков храмов..
В Великом Устюге каменное строительство также развертывалось в значительной степени за счет купечества - известных торговых фамилий Босых, Ревякиных, Гусельниковых. Примечательным памятником устюжской культовой архитектуры XVII века является церковь Вознесения, построенная в 1648-1649 годах на средства гостя Никифора Ревякина. Несколько раз за XVII век в камне древнейший храм Устюга - Успенский собор. В том же столетии новое архитектурное убранство получил соборный храм святого Прокопия Устюжского, некоторые церкви городских монастырей. К концу века Устюг насчитывал 14 каменных храмов.
Подобное строительство, но в значительно меньшей степени, характерно в этот период также для городов на западе Вологодского края: Устюжны, Белозерска.
Возведение большого числа каменных храмов вписывалось в общую градостроительную динамику того времени. В 1653 году по указу царя Алексея Михайловича началось грандиозное строительство Нового города Кирилло-Белозерского монастыря. Монастырь, по примеру Троице-Сергиевой лавры, стал настоящей крепостью, построенной по западноевропейским образцам. Другим масштабным проектом стало возведение стен и башен Спасо-Прилуцкой обители, завершенное в 1656 году. В 1671-1675 годах обзавелся каменным поясом Вологодский архиерейский дом, подчеркивая свою значимость в делах пастырского управления и окормления огромных территорий Севера. Немного раньше, в 1659 году, на территории архиерейского дома возникают двухэтажные палаты Казенного приказа.
Несравнимо скромнее выглядят в XVII столетии укрепления северных городов. После Смуты деревянные кремли практически не ремонтируются, ветшают, осыпаются. Военно-стратегическое значение Вологды и других городов бывшего северного пограничья Московии уходит в прошлое.
Развитие «вглубь» системы северных приходов, их количественное умножение сопровождается строительством большого числа сельских храмов. Их размеры, внешнее и внутреннее убранство определяются богатством прихожан, их численностью, духовно-эстетическим запросами. По давней традиции и по реальным возможностям того времени все они исполнялись из дерева местными артелями мастеров. Многие северные приходские храмы и часовни являлись настоящими шедеврами деревянного зодчества, подобными Покровской церкви Вытегорского погоста (ныне утраченной), своим благолепием и художественным решением не уступавшими знаменитым Кижам.
Семнадцатый век стал временем расцвета художественной культуры края, «северных писем». В городах, крупных посадах, подворьях вологодского Владыки и северных монастырей работали десятки иконописных мастерских, создавших тысячи икон. Важными центрами иконописного дела в крае были Вологда и Устюг. Мастера-изографы Белозерья и Заонежья славились своей особой манерой письма. Вологодские мастера тесно сотрудничали со своими коллегами из других русских земель. Иконописцы-вологжане приглашались для работ по росписи храмов и палат Московского кремля, Архангельского собора (1660 год), государева дворца в селе Коломенском (1670 год). В свою очередь, частыми гостями Вологды второй половины XVII века были ярославские мастера. Артель иконописцев-ярославцев под руководством Дмитрия Плеханова прославилась росписями главного храма Вологды - Софийского собора, выполненными в 1686-1688 годах.
Благосостояние северных городов стимулировало дальнейшее развитие и других художественных ремесел. Издавна славился край искусными мастерами: резчиками по дереву, кости, рогу, кружевницами, серебряных дел умельцами из Устюга и Сольвычегодска. Вышивки золотом и серебром по парче, атласу присутствовали в каждой северной храмовой ризнице на предметах богослужебного обихода. Богатыми окладами - настоящими произведениями искусства - украшались особо почитаемые иконы.
К истории территориальных изменений краяК счастью, сейчас уже забыто выражение В. И. Ленина о том, что к Северу от Вологды «царит патриархальщина, полудикость и настоящая дикость». Однако живуче все-таки мнение, что Русский Север - глухая провинция, пригодная в государственном масштабе лишь как место ссылки и заключения, и лишь сейчас, с активизацией разработки северных недр, лесная окраина России становится, наконец-то, более-менее полноправной частью цивилизованного общества.
Взгляд хотя и распространенный, но абсолютно необоснованный...
Вспомним, что Синеус - один из легендарных варяжских князей, призванных на Русь жившими на ее территории племенами, в 862 году обосновался в Белозерье. Зачем было владетельному князю забираться в никому не интересную глушь? До смерти Ярослава Мудрого в 1093 году Белозерьем владели киевские великие князья, и это явно свидетельствует о том, что край, где жила весь (племя, как говорит летопись, участвовавшее в призвании варяжских князей), был в сфере интересов центра Древней Руси.
Борьба за власть над Русским Севером между Новгородским и Ростово-Суздальским княжествами в XII—XIII веках говорит о ценности этих земель - ведь никчемные пространства вряд ли кто станет стремиться закрепить за собой.
Различные территории Русского Севера находились в подчинении нескольких административных центров: до 1362 года Владимира, до 1463 года - Ярославля, до 1474 года - Ростова Великого, до 1478 года - Новгорода, до 1485 года - Белозерска, а также Москвы, которая в конце концов встала во главе Русского централизованного государства.
На территории, которую сейчас занимает Вологодская область, было несколько самостоятельных удельных территорий, самые крупные из них - Белозерское и Вологодское княжества, каждое из которых сыграло значительную роль в истории государства Российского.
Великий реформатор Петр Первый изменил административное деление государства, при нем в России появились губернии. Однако к привычной системе деления страны на губернии и уезды пришли не сразу. Первая реформа 1708 года разделила всю страну на губернии, причем они не делились на уезды; в состав этих территориальных единиц входили города с прилегающими к ним землями. Города, ныне входящие в состав Вологодской области, были приписаны к Санкт-Петербургской (до 1710 года - Ингерманландской) и Архангелогородской губерниям.
Но управлять гигантскими территориями было очень трудно, потому в 1719 году произведена вторая петровская реформа. Губернии разделили на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты. В Архангелогородской губернии появились Великоустюжская и Вологодская провинции.
В 1775 году Екатерина Вторая законом «Учреждение для управления губернией Российской империи» (кстати, это была уже вторая екатерининская реформа!) ликвидировала провинции, вместо губерний были образованы наместничества, которые делились на области или провинции, области, в свою очередь, на уезды, которые состояли из волостей.
Границы административно-территориальных образований многократно менялись, причем как в сторону укрупнения, так и наоборот, но в принципе эта система сохранилась до наших дней (только в советское время уезды стали называться районами, волости - сельсоветами).
Стремление к разукрупнению губерний, улучшению управляемости территорий - эти здравые идеи стали содержанием целого ряда реформ, растянувшихся на столетия. Однако в них таилась и опасность разрастания чиновничьего аппарата, содержание которого требовало все больше средств. И когда наверху решали сократить расходы, нередко происходили слияния районов и областей. Эти две тенденции проявляли себя как в Российской империи, так и в СССР.
Значительные изменения в советское время были вызваны не только управленческими проблемами, но и политическими. Сложные взаимоотношения между Архангельском и Вологдой, которые с одинаковыми основаниями претендовали на роль столицы территориального образования, соединявшего территорию Русского Севера в единый край (или область), так и не позволили состояться этому вполне, вроде бы, логичному проекту. Возможно, это произошло потому, что такое объединение может стать успешным, если оно происходит не как механическое соединение частей, а как способ реализации масштабной идеи. В 1930-х годах Северный край создавался для разработки лесных ресурсов, и это оказалось несостоятельным. Только вот урока из этой неудачи тогдашние власти извлечь не сумели. Они не поняли, что Русский Север не может быть успешно объединен лишь ради не такой уж значительной экономической выгоды. Своеобразие этого края - не только в ресурсах, но и в этой роли, которую он играет на протяжении всей истории государства Российского, роли хранителя ценностей как материальных, так и духовных.