Образование
Эпоха Просвещения внесла заметный вклад в развитие образования и воспитание российских подданных. Открываются новые учебные заведения.
Открытие Главного народного училища в Вологде состоялось в торжественной обстановке 22 сентября 1786 года, в день восшествия на престол императрицы Екатерины Великой. Современники вспоминали, что на церемонии открытия присутствовали генерал-губернатор Вологодский и Ярославский А.П. Мельгунов, вологодский гражданский губернатор П. Ф. Мезенцев, представители губернских властей, высшего духовенства, почетные граждане города Вологды. На открытии училища выступил его первый директор Н. С. Левашов. Педагогический коллектив учебного заведения первоначально состоял из шести человек, которые специализировались на преподавании Закона Божиего, русского, латинского и «новых» языков, арифметики, географии, истории, основ физики и механики, геометрии, русской истории и естественной истории, гражданской архитектуры. Постижение наук учениками состояло из четырех классов с пятилетним сроком обучения.
Во второй половине XVIII века происходят изменения в духовном образовании. Вологодская духовная семинария увеличилась количеством учителей и учеников и достигла определенных успехов в деле обучения. В 1751 году по настоянию вологодского архиерея администрация учебного заведения открыла философский класс, где преподавателем философии стал выпускник Московской славяно-греко-латинской академии Иван Ключарев — будущий префект (ректор) Вологодской семинарии. Открытие философского класса стало важным этапом становления семинарии: по принятой тогда системе духовного образования этот класс являлся одной из высших ступеней семинарского обучения. Воспитанники теперь изучали на латинском языке диалектику, физику, психологию, метафизику. Однако философского класса достигали избранные семинаристы. Воспитанникам трудно было преодолевать, как говорили тогда, «латинские премудрости». Они не видели в них настоятельной потребности для своего пастырского служения и спешили ограничить свое образование младшими и средними классами и поскорее получить место в каком-либо приходе. Встречались, правда, и желавшие продолжать свое обучение в столичных университетах и духовных академиях.
Во второй половине XVIII века в семинарии стала остро ощущаться необходимость приспособления школьной науки к потребностям жизни. Екатерининская эпоха поставила перед русским просвещением цель обновления содержания семинарского образования. Современниками отмечался формалистический подход в преподавании наук, обучение осуществлялось исключительно на латинском языке, «а не на родном, не могло привиться, проникнуть вглубь и принести достойные плоды, показало, что плетение виршей, образныя речи... не должны быть поставлены самоцелью, как это было в школе, а что нужны и положительные знания, нужно гармоничное развитие ума, сердца и воли».
Последние десятилетия уходящего XVIII столетия в Вологодской духовной семинарии ознаменовались улучшениями и в материальном и в учебном отношении. С 1798 года семинария переместилась из Архиерейского подворья в довольно обширное здание на бывшем подворье Кирилло-Белозерского монастыря на набережной Вологды, построенное еще в XVII веке, в котором с 1791 года находились присутственные места — сначала Вологодского наместничества, а затем губернии. Изменилось и содержание семинарского образования, которое теперь было наполнено «свежей оживляющей струей». Так, постепенно преодолевая трудности своего первоначального становления, Вологодская духовная семинария стала крупнейшим учебным заведением на Европейском Севере. Это обстоятельство знаменовало собой начало нового этапа в жизни учебного заведения. Исследователь А. Крассов отмечал: «Богословская истина в первый раз заговорила в школе на общепонятном русском языке, стремясь к сближению с жизнью и понятиями общества».
«Вологда наша жатвою многою, а семинария делателями многими похвалиться может, паче в преподавании иностранных языков, ибо учится она и у священнаго Еврея, и у премудраго Грека, и у вежливаго Француза, и у думнаго Немца. Правда, что к греческому языку все наперерыв побежали. Бегу и я, но не так-то успеваю. Одобрениe погоняет, но или силы, или дальность предмета устать принуждают. Не знаю, где бы и как бы можно было сыскать прохладный источник, могущий дать изнемогающим силам бодрость к достижению желаемаго», писал об учебном процессе в Вологодской духовной семинарии в 1785 году в письме к Н. П. Бантыш-Каменскому наставник семинарии и преподаватель поэзии, арифметики, риторики, истории и географии А. С. Братановский (впоследствии — знаменитый проповедник Анастасий).
Однако следует отметить, что развитие семинарии и частичные изменения в ней не сделали ее совершенной. Сохранилась материальная необеспеченность, в обучении сказывался недостаток системных знаний, имела место необоснованность введения ряда учебных дисциплин. Все это потребовало вмешательства государства в образовательную политику на местах.