Разруха и восстановление
Вологодская промышленность в годы гражданской войны находилась в состоянии упадка. Города были переполнены мобилизованными в армию, на тыловые работы, беженцами, служащими военных интендантств, крестьянами. Огромная нагрузка, выпавшая на хозяйственную, транспортную и коммунальную инфраструктуру городов, привела к ее краху.
Немногочисленные промышленные предприятия края остановились. Не хватало топлива, не было сырья. На Вологодском железнодорожном узле скопились сломанные паровозы и вагоны. Объем производства по отношению к 1913 году составлял лишь 20-25 процентов. Изменился профессиональный облик населения городов. Наиболее крупную группу населения составляли служащие советских и других учреждений. В Вологде численность рабочих не превышала одной трети всего самодеятельного (с 10 лет) населения. Рабочим запрещалось менять место работы. Одной из форм принуждения к труду стали коммунистические субботники: первый такой субботник состоялся в Вологодских железнодорожных мастерских в начале июня 1919 года.
В 1920-е годы промышленность края постепенно восстанавливалась.
В 1922 году крупные предприятия объединены в государственные тресты и переведены на хозрасчет. Верховажская спичечная фабрика «Полярная звезда», Красавинская льнопрядильная ткацкая фабрика, Великоустюгская щетино-щеточная мастерская, Леденьгский солеваренный завод сохранили самостоятельный статус. Некоторые предприятия сдавались в аренду частным лицам или кооперативным организациям или были закрыты. Объемы промышленного производства превзошли довоенные показатели в 1925—1927 годах.
Промышленность с 1913 года не получала никаких инвестиций, поэтому новое производственное строительство фактически не велось. В 1924 году в Вологде пущена электростанция. В 1927-1928 годах ряд вологодских предприятий был технически переоснащен. В Вологодских железнодорожных мастерских установлены новые токарные, рейсмусовые, карусельные станки, двойной электросварочный аппарат, электрический компрессор, усовершенствованы сушильные камеры, котлы и так далее.
Завершавшийся процесс восстановления экономики края к концу 1920-х годов со всей очевидностью поставил вопрос о ее модернизации. В 1929 году появился лозунг «Пролетарской волей и напором край суровый и отсталый превратим в индустриальный Север». В планах индустриализации европейскому Северу отводилась роль «всесоюзной лесопилки».
Приоритет отдавался продукции лесной, деревообрабатывающей, лесохимической промышленности, сбыт которой был ориентирован на внешний рынок. Расширялись предприятия целлюлозно-бумажной промышленности — Сокольский и Сухонский заводы. 7 ноября 1928 года в Вологде был заложен первый камень завода «Северный коммунар», ставшего первым крупным предприятием на Севере по выпуску машин и оборудования для лесопильных заводов, транспортного оборудования для лесозаготовок. В 1934 году на заводе был изготовлен первый автолесовоз и налажено производство 10 новых видов машин, которые раньше поступали из-за границы. Реконструировались старые, росли новые лесопильные заводы.
Постепенно развивалась транспортная инфраструктура, расширен Вологодский железнодорожный узел. На базе бывших Вологодских железнодорожных мастерских вырос крупный паровозовагоноремонтный завод. В Вологду было переведено управление Северной железной дороги. Вдоль Северной железнодорожной магистрали началось строительство второй колеи на участке Данилов - Вологда - Коноша, протяженностью более 350 километров.
Ускорилось развитие льноперерабатывающей и текстильной промышленности. Красавинская льноткацкая фабрика выросла в льнокомбинат с законченным циклом производства. В 1936 году развернулось строительство Вологодского льнокомбината, вступали в строй механизированные льнозаводы. Построена Вологодская швейная фабрика имени Клары Цеткин, производившая свыше 50 процентов валовой продукции швейной промышленности области.
В начале 1930-х годов был пущен в строй стекольный завод «Белый бычок» в Чагодощенском районе, началась механизация производственных процессов на стекольных заводах имени Сазонова, Смердомском, Харовском, Усть-Кубинском.
Вводились в строй новые мощности в пищевой промышленности. В Вологде началось возведение механизированного хлебозавода и мясокомбината. Закончилось строительство Сухонского молочноконсервного завода, начали давать продукцию 20 механизированных маслозаводов.
Реконструкция и новое капитальное строительство осуществлялось на металлообрабатывающих заводах Вологды, металлическом заводе «Красная звезда» в Череповце.