Первичная славянская колонизация
Эпоха первичной славянской колонизации огромных лесных пространств, лежащих к северу и востоку от земель, составлявших в Х-XII веках этнотерриториальное и государственное ядро Древней Руси, стала исходным основанием формирования на территории будущего Вологодского края новых культурных традиций. Проникновение на обширные водоразделы северных рек групп славян, освоение промысловых угодий, водных и сухопутных коммуникаций началось еще в VI веке. Но должно было пройти несколько столетий, прежде чем этот процесс стал по-настоящему заметен и принял необратимый характер. Появление в конце X - начале XII веков сформировавшейся системы устойчивых поселений (погостов) и первых крупных центров городского типа на западе и юге Вологодчины, успешное освоение Заволочья - бассейнов рек Ваги и Северной Двины - свидетельствовали о наступлении перемен. Подчеркнем, что эта начальная волна колонизационного движения носила по преимуществу промысловый характер и имела явно выраженные полиэтнические черты. Освоению бескрайних пространств к северу и востоку от главных речных водоразделов в немалой степени способствовало наличие на Севере одного из главных эталонов богатства средневековья - пушнины, а продвижение «встречь солнцу» сопровождалось вовлечением в общий поток не только славян, но и летописной мери, веси, чуди заволочской и других финно-угорских племен и народностей. Поэтому в целом корректнее говорить не столько о славянском, сколько о древнерусском характере колонизационного движения.
В. Корбаков. Преподобный Герасим строит храм Святой Троицы.
Существует несколько версий возникновения Вологды. Историки с разной степенью достоверности называют разные даты, однако в народном сознании утвердилась одна, которая основана на «Повести о чудесах...» преподобного Герасима. 1 сентября 1147 года (по старому стилю -19 августа) на берег Вологды пришел монах из Киево-Печерского монастыря Герасим. Он поселился неподалеку от уже существовавшего здесь посада, «прорицая ту быти граду великому». Соорудив на берегу Кайсарова ручья землянку, инок предался непрестанной молитве и труду. Преподобный поставил храм во имя Пресвятой Троицы (предание говорит, что в посаде уже была церковь - Воскресения Христова). Позднее вокруг храма обосновался Троицкий монастырь, много послуживший духовному просвещению окрестных жителей. Прожив в вологодских пределах тридцать лет, преподобный Герасим преставился ко Господу 4 марта 1178 года - в день своего иноческого пострижения и тезоименитства. В советские годы Троицкий монастырь был разрушен. На том месте, где, по преданию, покоятся мощи святого Герасима (это неподалеку от Лазаревской церкви), установлен Поклонный крест. К сожалению, его уже несколько раз разрушали вандалы. Сейчас идет работа над созданием часовни на этом святом для каждого жителя Вологды месте. |
Два основных, собственно славянских, направления (потока) в освоении северных земель традиционно связывают с военно-политической и промышленной активностью Великого Новгорода и Ростово-Суздальских земель. С северо-запада Руси продвигались дружины ушкуйников-промысловиков, представители купечества и боярства Великого Новгорода. С юга северные земли осваивали монахи и крестьяне из «понизовых» (по выражению летописи) городов и волостей. На новых территориях появлялись посадники, представители княжеской власти, а позднее - городские и волостные чины московской великокняжеской администрации.
Районы Поонежье, Заонежье, Беломорье, Нижняя Двина издавна считались традиционной сферой новгородского влияния. Опираясь на укрепленные онежско-беломорские погосты и монастыри, новгородцы попадали в Заволочье. Речной маршрут по Ладоге, Свири, Онежскому озеру, Онеге и Ваге лежал в основе новгородского колонизационного движения и сыграл огромную роль в истории освоения Севера. Речные пути из Каргополья и Бе-лозерья, соединенные системой волоков с реками Вологдой и Сухоной, позволяли новгородцам проникать в бассейн верхней Двины. Но именно здесь - в Белозерье, на Сухоне и истоках Двины - новгородцы встречались с колонизационным движением Ростово-Суздальской земли. Исход с «низу» имел не менее (если не более) древнее происхождение.
На рубеже XI—XII веков в состав Ростово-Суздальской земли прочно включается Белозерье - дальняя окраина Древней Руси с древнейшим поселением городского типа - Белоозером, местом правления легендарного Синеуса, брата Рюрика. Водная дорога, начинавшаяся в верхнем Поволжье, проходя по Шексне, связывала поволжские земли с этим древним краем. Дальнейшее движение на восток проходило по левым притокам Шексны и далее через Волок Славенский в реку Порозовицу, впадающую в Кубенское озеро.
На другом краю «вологодской ойкумены» в начале XIII века, рядом с древним поселением-крепостью (Гледен) появляется Устюг, ставший дальним северо-восточным форпостом ростово-суздальских князей. К началу XIV столетия «устюжские князи», городская «вольница» Устюга и укрепленных двинских поселений при поддержке «понизовых» дружин ставят заметную преграду военно-политической и хозяйственной активности Великого Новгорода в Заволочье и Приуралье. После присоединения Ростова к Московскому княжеству в 1327 году противостояние заметно активизируется: отдельные стычки и крупные сражения, то затухая, то возобновляясь, продолжались вплоть до окончательного подчинения Новгорода и всех новгородских владений Москве (конец 70-х годов XV века).
В XII—XIII веках в качестве военно-административного форпоста новгородцев возникает Вологда. Под 1264 годом Вологда впервые упоминается в письменных источниках. В 1273 году на эту территорию претендует тверской князь Святослав Ярославич, начавший военные действия с Новгородом. В 1303 году в Вологде новгородский епископ Феоктист освящает церковь Успения, что свидетельствует о наличии крупного поселения. Отдаленность от метрополии, наличие вотчин удельных князей и волостей, тяготеющих к ростово-суздальской земле, не могли не создать атмосферу некоторой «изоляции» этого дальнего владения Великого Новгорода.
Есть основания полагать, что в XIII—XIV веках представители ростово-суздальских княжеских администраций могли претендовать на совместный контроль над городом и округой вместе с новгородским наместником. Сферой этого контроля могла быть транзитная торговля и иные пошлины, взимавшиеся, возможно, сообща. В конце XIV-XV веке элементы общего управления Вологдой, но уже под эгидой Москвы, стали реальностью. Возникновение Вологды обязано исключительно выгодному географическому размещению города на одном из центральных мест Великого водораздела Русской равнины. Кубенское озеро, расположенное к северу города, является истоком Сухоны, несущей воды (после соединения с реками Юг и Вычегда) к Северному Ледовитому океану, а река Вологда, давшая имя городу, является, соответственно, первым крупным притоком Сухоны. В огромном массиве Комельского леса, окружавшем когда-то город сплошной стеной с юга и запада, встречаются истоки Волжско-Шекснинской и Сухоно-Двинской речных систем.